«Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана)», часть 2

/ 25 февраля, 2018/ Башня Кесене (Тамерлана) с. Варна/ 0 комментариев

Топономика названия мавзолея Кесене

Название мавзолея Кесене (Башня Тамерлана) созвучно словам Кошена-Кесене-Кисеня (река рядом) -Куль-озеро.

Проживающие ранее здесь народы названия привязывали к местности, озёрам, горам.

«Кошене» – в переводе с тюркского обозначает «надгробный дом», «усыпальница».

Рядом с башней находится заболоченное озеро Большая Кисена, глубина 0,9 м (также Кисене-Куль, Кошена-Куль, Кесене).

Ниже (южнее) расположено заболоченное озеро Малая Кисена(ня), глубиной 0,7 м. Башня (мавзолей) Кесене построена на мысовой возвышенности восточного берега пересохшего озера Большое Кесене. По рассказам старожилов к башне раньше можно было попасть только на лодке.

Слева (западнее) в самой Варне течёт река Кисене-Тогузак.

По предположениям озеро соединялось с рекой. Поэтому название реки, озера, Башни взаимосвязаны.

Зиля Якупова

Озеро ещё в 40-50 годах 20 века было ещё очень глубоким. Однажды, охотясь на лодке, в озере утонул начальник Варненского Доротдела. Мне мама рассказывала. По её рассказам много таинственного и необъяснимого таится в этой башне.

Расположение озёр Большая Кисеня(а), Малая Кисеня(а) возле мавзолея Кесене (Башня Тамерлана).

Расположение озёр Большая Кисеня(а), Малая Кисеня(а).

Башня находится на самой высокой точке этой местности 257,2 м.

Башня находится на самой высокой точке этой местности 257,2 м.

На картах Генштаба озёра отмечены, как болота.

Земляной вал и ров

Интересно для чего был выполнен ров и вал примерно 67 м в диаметре или 100 сажен в окружности? Ров указывает на организацию укрепления?

Были версии, что башня могла использоваться, как наблюдательный пункт, что вполне возможно. Верх башни, я считаю, не был заделан и там было круглое отверстие, через которое можно было вести наблюдение за окружающей местностью. В начале 20 века на башне был установлен тригопункт, а тригопункты устанавливают на высоких точках местности.

Реконструированный земляной вал и ров вокруг Башни Тамерлана.

Реконструированный земляной вал и ров вокруг Башни Тамерлана.

Архитектура и эзотерика

Башня представляет собой трехсоставной портально-шатровый мавзолей: на квадратной основе купольного зала располагается двенадцатигранный барабан, переходящий в призматический шатер.

Архитектура ранних культовых зданий была предельно проста и функциональна.

Квадрат или куб здания (четверик) — символ Земли, четыре стороны света сходятся в мавзолей. Земля — мать, женщина символизирует женское начало, она всё в себя вбирает, втягивает.

Внутри башни сделан второй полусферический купол, который символизирует – «небо». Т.е. мавзолей имеет двойной купол.

Купол связывает наружный мир с внутренним миром башни, где были погребены покойные.

Верили ли погребённые в Бога РА — мужского бога, бога Солнце, который даёт энергию, свет, семя — неизвестно. Но мавзолей построен по канонам Солнца. Уже проявлялось влияние ислама при сооружении мавзолея. В XIII-ом веке татаро-монголы были язычниками, достаточно веротерпимыми. Ислам татары приняли позже. Формально в конце XIII-ого века, реально — в XIV-ом. Мавзолей относят к этому переходному периоду.

Табличка, установленная на мавзолее Кесене (Башня Тамерлана).

Табличка, установленная на мавзолее.

Башня ориентирована пештак-порталом на юг.

Свет идёт от Солнца через пештак-портал, поступает во внутренний зал мавзолея к Земле. Солнце дополнительно входило и через купол (по-моему мнению купол острый конус не завершал, он был открыт, об этом чуть ниже).

Солнце взаимодействует с Землёй, в этой Земле находятся погребённые. Их души должны дать всходы, т.е. после смерти душа погребённых в мавзолее, при направлении лучей Солнца внутрь мавзолея (луч света это волна), по этой волне душа на лодке (гроб), через арку-пештак-портал — праздничные ворота должна, обманув злых духов выйти к Солнцу для нового рождения и обретения души в новом теле человека своего Рода.

Эзотерика в чистом виде. Башня – не простое сооружение.

Мавзолей-Башня — это переходная модель от захоронений в курганах. Дальше уже начали строить современные церкви и мечети с более сложной архитектурой.

Фундамент башни

Нужно понимать, что это довольно внушительное сооружение и снаружи – это только айсберг. Должен быть массивный фундамент, чтобы сооружение устойчиво стояло.

Во время раскопок в начале 80-х археологи выяснили, что фундамент башни уходит в землю на три метра.

Вершина башни

На что похож барабан и призматический шатёр на вершине башни?

Фотография мавзолея Кесене (башни Тамерлана) до революции.

Фотография башни Тамерлана до революции.

Барабан и конус – символизируют юрту или «терме», от этого слова потом образовалось русское слово терем.

Юрта, терме. Юрты в Тартарии. Они сами повыше и конус у них выше.
Передвижная татарская юрта. Гравюра ХIX в. Сравнение юрт тюркского и монгольского типа.

Примеры юрт.

Юрта была наиболее удобным жилищем в то время при кочевом образе жизни.

Поэтому архитектор водрузил на квадратную основу башни символичное сооружение юрты. Раньше с южной стороны в эту «юрту» был скрытый вход или дверь по описанию Палласа. После реставрации этого входа не стало.

Кочевое жилище, по половецки «терме» — состояло из цилиндрических плетёных из веток стен – делалось по кругу. Над стенами делалась коническая крыша из жердей, завершающаяся дымовым кругом со сферическим перекрытием из согнутых планок.

Остов покрывался летом войлоком в один ряд, зимой – двумя и более.

В период длительных перекочёвок жилище ставилось на двух- или четырёхколёсные повозки, в которые запрягались лошади. На зимовках и длительных стоянках жилище обычно устанавливалось на землю.

Что было на самой вершине башни?

В самом верху юрты обычно оставляется круглое отверстие которое служит для освещения юрты и дымоходом для очага. Это отверстие образуется из берёзового обруча диаметром 1,5-1,6 м и называется тундук, шанырак, тооно.

Шанырак, тундук или тооно – круглое отверстие для освещения юрты и дымоход для очага.

Шанырак, тундук или тооно – круглое отверстие для освещения юрты и дымоход для очага.

У казахов шанырак являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода. Ни в коем случае его нельзя было переворачивать, ронять. У казахов сын, получавший шанырак в наследство, назывался «хранитель шанырака».

Поэтому, скорее всего, башня не имела законченного конуса, а имела круглое отверстие вверху него, через которое можно было вести наблюдение за окрестностями. Подняться к нему не составляло труда, т.к. внутри конуса было установлено много накрест положенных перекладин.

Может быть было и навершие шатрового купола, но этого мы скорее не узнаем.

Почему конус и барабан имеют 12-ть граней?

Юрту ставят входом на юг. Пропорции юрты воссоздают модель солнечных часов. По месту падения солнечного луча в юрту определяли точное время дня, не было раньше часов и сотовых телефонов. Внутренняя планировка юрты условно делится на 12 частей согласно циклу календарного летоисчисления. Части называются по месяцам восточного календаря.

Юрта и её ориентация по сторонам света.

Юрта и её ориентация по сторонам света.

Отсчет времени начинался с западной, мужской половины юрты. Первый солнечный луч падал на дымник в час зайца, а последний — в час курицы.

Час тигра (4.00) — время дойки; час зайца (6.00) – время выгона скота на пастбище; час дракона (8.00) – время кипятить молоко, начинать уборку; час змеи (10.00) – время изготовления сыра, сушеных пенок; час лошади (12.00) – время дойки овец; час овцы (14.00) – время домашних и других дел; час обезьяны (16.00) – время возвращения скота с пастбищ; час курицы (18.00) – время вечерней дойки.

Башня Тамерлана. На вершине установлен тригопункт, лето 1966 г.

Башня Тамерлана. На вершине установлен тригопункт, лето 1966 г.

Пештак-портал

На старых фото башни, представленных здесь, он разрушен. Как он выглядел можно посмотреть на гравюрах.

На любую вещь можно смотреть просто. Мы должны уловить её суть, хотя вещь может быть представлена со множеством деталей. Для чего назначение пештак-портала? В чём его символизм, просто его не поставили. Почему он украшен? В Башне нет украшений. На что он похож?

Всё гениальное очень просто. Портал похож на арку. Какую арку? Триумфальную, красочную, украшенную. В ней использовались плитки, красочные, праздничные, светло-голубого, лазоревого, темно-фиолетового цветов – цвета неба. Обломки плиток были найдены в культурном слое вблизи мавзолея. Есть версии, что эти плитки специально приносили к мавзолею кочевники, как сороки. Но, что-то подсказывает, что это не так.

Одна из задумок башни в этой арке. В чём же задумка? Душа упокоенных в башне (храме) должна выйти навстречу Солнцу пройдя через эту праздничную арку, символизирующую рождение нового человека и обретение ей нового тела. Вот в чём символизм.

Арка направлена на Солнце, на юг. Что такое арка? АРКА – то что выходит из земли и уходит в неё. Всё вяжется. Душа встаёт из Земли и проходя арку (тут прослеживается связь с рождением, родовыми воротами) рождается, это праздник, выход к Солнцу). Естественно не должно быть здесь никаких дверей, ну по-моему так. Народы страны Ара («АрРа» – Земля-Солнце) считали себя буквально – детьми Солнечного Света на Земле.

Соответственно должны были существовать Жрецы — ХРАНИТЕЛИ ПУТЕЙ, ведущих через ВРАТА ЗВЁЗДНЫЕ (Арки), скорее всего, специалисты, обслуживающие эти устройства, для перемещения души.

На арках соответственно наносились надписи, наподобие молитв, заклинаний и др. Слово издревле наделялось силой. Слово это мыслеформа.

Что ещё символизирует портал?

Душа — портал, из мира бога (солнца) в мир тонкого плана человека. Через портал всю жизнь человеку поступает энергия, необходимая для жизни духа человека. За эту энергию (свет) идёт борьба духа человека и дьявола (бесов) и других пиявок, которые собирает человек при жизни. Одной энергии, получаемой от пищи человеку для жизни недостаточно.

Человек – нематериальное существо. Человек — дух, но с ним сидит и дьявол (дуальная природа человека).

Не все люди пройдут этот портал после смерти. Если человек ничего не делал для взращивания духовного внутри себя, то и ничего не пройдёт через портал. В этом случае после смерти (смены мерности) человека на земле останется только сгусток духовной энергии, переплетённой с бесовской энергией, человек попадает в рабство к бесу (дьяволу), а тело превратится просто в прах. Концентрация всех эмоций, испытанных человеком за всю жизнь, желания и все стремления наваливаются одномоментно в одну точку, причиняя невыносимый дискомфорт и непрекращающуюся боль. Любой не вышедший в портал, остаётся камнем (энергией) в этом портале и хочет получить хоть небольшую каплю живительной энергии для продления прежнего комфортного состояния. Причём, как в любом толпоэлитарном обществе, самые сильные бесы в этой пирамиде будут сверху и будут доминировать и давить на камень.

У каждого человека всегда есть выбор, или пройти арку или получить по-максимому здесь на Земле всё материальное, физическое, осязаемое, власть, деньги, заключив сделку с дьяволом, в обмен на свет и свободу.

Кирпич

Мавзолей сложен из квадратного и частично фигурного кирпича.

В описаниях башни часто встречается, что кирпич чёрный и башня чёрная – попытаемся разобраться где вымысел, а где правда. Смотрим цветное фото кирпичей.

Кирпичи из которых выложен мавзолей Кесене (Башня Тамерлана).

Видно, что кирпич стен — квадратные плиты размерами 25×25х7 см. Это обычный глиняный кирпич, получаемый путём обжига глины.

Поэтому нужно было делать спецзаказ на кирпич такого размера, для осуществления реставрационных работ. Кирпич таких размеров сейчас не производят.

Чернота видна сверху кладки, это продукты отложений. Поэтому издалека башня казалась чёрной.

На строительстве башни применялось два основных вида кирпича — первый размерами: длиной полшеста вершка или 5 ½ вершка = 25 см, шириной полтретья вершка или 2 ½ = 11,1 см, высотой чуть больше 1,5 вершка = 7 см. Применялись квадратные кирпичи (плиты) размером 25×25х7 см.

Кирпич мавзолей Кесене (Башня Тамерлана).

Кирпич мавзолей Кесене (Башня Тамерлана).

В зале пол был выполнен из тёсанного камня размером 25×25х(8-9) см. Кладка ложилась на известковом растворе, очень крепком.

Толщина стен 2 аршина по описаниям, реально 1,1-1,2 м, что внушительно.

Если почитать литературу, то первые кирпичные строения в России появились в 1450 году. Довольно быстро кирпич стал популярным среди знати и торговых людей. В 1475 г. в России был построен первый кирпичный завод.

До этого времени кирпич производили кустарным способом. Формовали кирпичи вручную, сушили только летом, обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца (обжигали кирпич зимой).

Кирпич в Азии появился значительно раньше, чем в России. Уже в XI-XII вв. в строительстве выходит из употребления мелкий̆ кирпич (22-23 см) и устанавливается размер квадратного кирпича 25-27 x 25 x 27 см.

Кирпич был дорого в производстве, поэтому, это одно из первых сооружений из кирпича на Южном Урале, сооружённое не «простому» человеку, а человеку знатного рода.

Ещё один миф, из чего сделаны кирпичи. Первым делом специалисты провели анализ материалов, из которых сделаны кирпичи, с тем, чтобы новодел был максимально похож на древнее строение. Анализ этот разрушил бытовавший миф о том, что кирпичи рабочие Тамерлана делали, замешивая глину на молоке верблюдиц и яйцах диких птиц. Никаких экзотических ингредиентов в глине не нашли, но и секрета её обжига не открыли – его пришлось изобретать его заново.

Статья про состав кирпича мавзолея Кесене.

Рассмотрим аналогичный мавзолей Джучи-хана, расположенный в Центральном Казахстане. Мавзолей построен в XIII веке, в нём (по официальной версии) покоится хан Джучи — старший сын Чингисхана, отец Батыя.

Сам Чингисхан был язычником. Его могила или мавзолей не обнаружены до сих пор.

"Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана)", часть 2

Мавзолей Джучи-Хана. Архитектура одна и та же – кубический зал, барабан-юрта, арка-портал.


Брак кирпича и шлаки обнаруженные возле мавзолея Джучи.

Брак кирпича и шлаки обнаруженные возле мавзолея Джучи.


Статья про мавзолей Джучи-Хана.

 

Интересно, что рядом с большинством центральноказахстанских мавзолеев расположены печи для обжига керамики, изразцов и кирпичей. Печи, конечно, сильно разрушены; вокруг россыпи шлаков, полуфабрикатов; обнаружены деформированные кирпичи, изразцы с поливой. Таким образом, техника обжига кирпича и керамических изделий, в том числе с поливой, была хорошо известна местным тюркским племенам, создателям своеобразных поселений и архитектурных памятников.

Намного проще организовать производство кирпича рядом со стройкой, глину найти не проблема, вода была рядом. Люди в этом районе проживали или кочевали ещё ранее, если было столь древнее захоронение, значит была дорога. Мавзолей находится на возвышенной поляне или возвышенном плато по-другому, на берегу озера. Место очень выгодное.

Поэтому вызывает большие сомнения, что кирпич для башни возили или передавали из Троицка. Тогда Троицка здесь просто не было, была просто Степь!

На кирпичах должны были быть отпечатки пальцев — типа клейма мастера. Нигде я про это не видел.

Нигматулин Эдуард

Троицк основан в 1743 г. как крепость на укреплённой пограничной линии (18 век), а башня построена в 14-15 веке , точно не установлено. Поход Тамерлана начался в 1395 г. В остальном современные историки выдвигают только версии.

Раствор на котором выполнена кладка

Раствор был известково-песчаный, как сметана с большим содержанием извести, поэтому крепкий.

Это был своего рода «протоцемент» — крепость и для нынешнего времени отличная, были хорошо подобраны компоненты, или же использовался «горячий» раствор, когда замешивали известь с песком при гашении. Немного и глины может добавляли для пластичности раствора. В итоге получился монолит, Башня благодаря этому не была разобрана.

Добавляли ли в раствор яйца птиц? Сколько гнёзд птиц нужно было найти?

Яйца или другие вещества, типа мыла, молока, жиров, могли добавлять в воду для получения гидрофобности воды, которую заливали в известковый раствор, это более правильнее, как сейчас применяют акриловую грунтовку, для лучшего сцепления с поверхностью. Белок, содержащийся в яйцах делал раствор пластичнее. Засохший белок по факту очень прочен, а в сочетании с известью, выходит превосходное связующее для кирпичей, гигроскопичное, пластичное, заполняющее швы на 100%.

Глазурованная плитка

Наибольший интерес представляют глазурованные плитки (плитки представленные здесь не из Мавзолея Кесене). Ее изобретение в XII веке произвело настоящую революцию в средневековом зодчестве. Полихромная плитка стала декоративным элементом архитектуры конца XIV-XV вв. Теперь, помимо фигурной кладки из кирпичей, монотонные фасады стали украшаться поливными изразцами. В среднеазиатском культовом строительстве расцвет нового стиля, названного историками архитектуры бирюзовым, относится к эпохе Тимура. Тимуридская культура охватывает время правления Тимура и его преемников: последняя четверть XIV — конец XV в. Сам Тимур правил в 1370—1405 гг. в Мавераннахре (междуречье Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи). Узор на бирюзовых перекликается с полихромной мозаикой культовых строений столицы Золотой Орды — г. Сарайчика и столицы Эмира Тимура — г. Самарканда. Архитектурные детали и бирюзовый стиль не оставляют сомнения в датировке мавзолея концом XIV — началом XV в.

По моему мнению портал-пештак, а именно П-образная арочная ниша была заполнена мозаикой голубого, лазоревого, фиолетового, бирюзового цветов.

Глазурованная плитка. Глазурованная плитка. Глазурованная плитка.
"Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана)", часть 2 "Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана)", часть 2

Примеры найденных плиток при раскопках похожего мавзолея XIV века и пример заполнения ими портала.

Мавзолей внутри

Купол

Внутри башни находился сферический купол или круглый свод, покрытый известью.

Конструктивно переход к куполу осуществлен с помощью сталактитовых ячеисто-выемчатых арочных парусов (сталактитов).

Купол на тромпах (конусных «парусах» в углах сходящихся стен) нашел широкое применение в Египте в XIV–XV вв.

В центре купола находилась деревянная втулка к которой было прикреплено кольцо. По рассказам к этому кольцу было прикреплено большое золотое кольцо – символизирующее тундук, шанырак, тооно, если это кольцо находилось горизонтально.

Купол внутри башни — символ неба. А небо можно было находясь в юрте созерцать через это кольцо. Это постоянно наблюдали кочевники в течении всей своей жизни на земле. Это они продолжали делать и после смерти. Похоже это было задумкой архитектора.

Был ли расписан купол внутри зала – неизвестно.

Внутренний купол Башни Тамерлана, Кесене. Под куполом висит кольцо, на нём висело горизонтально золотое большое кольцо.

В самом центре купола башни мы видим кольцо. К этому кольцу раньше крепилось по моей версии (и описанию Палласа) большое горизонтально расположенное золотое кольцо, которое символизировало шанырак, тундук или тооно – круглое отверстие для освещения юрты и дымоход для очага. Всю жизнь кочевники смотрели в небо через это кольцо и после смерти продолжали это делать.

Окна в башне

В башне было всего два окна, одно выходило на восток, второе на запад. А на север – окна не было, да и зачем? Солнца там не увидишь. Предназначение окон – встречать и провожать солнечный свет.

Продушины (отдушины) в башне

Под окнами на всех четырёх стенах была впадина высотой 5 вершков = 22см и глубиной в кирпич 25 см. Для чего она предназначалась – Паллас пишет, что в ней горели свечи, а для их горения (версия) были сделаны по его описанию отдушины по две в восточной и западной стенах и по три в северной.

Раньше я думал, что их сделали для осмотра кладки, но нет, они были с самой постройки башни. Вот их реконструкция.

Продушины. Они были и при постройке мавзолея Кесене (Башни Тамерлана). Через низ виден старый, сохранившийся кирпич. Продушины. Они были и при постройке мавзолея Кесене (Башни Тамерлана). Через низ виден старый, сохранившийся кирпич.

Продушины. Они были и при постройке башни. Через них виден старый, сохранившийся кирпич.

Ещё версия Палласа – в нишу приносили подношения.

Стрелять из таких продушин неудобно, т.к. они раскрываются не веером, хотя они находятся, как раз на удобной высоте для стрельбы. Про устройство самих продушин Паллас ничего не пишет. Продушины выходят во все возможные стороны.

Такие же отверстия имеются и в других мавзолеях, можно их увидеть в мавзолее Ясави. В них вставлены выходящие наружу здания деревянные балки, может быть отверстия служили для крепления строительных лесов. Для чего они служили нужно разбираться.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (святыня Туркестана) и оставленные отверстия в стенах.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (святыня Туркестана) и оставленные отверстия в стенах.

Что интересно, выемку или впадину при реконструкции не сделали. Почему? Скорее было проще производить кладку, а тут нужно было что-то придумывать для крепления выступа из кирпича.

Квадратный купольный зал мавзолея. Башня Тамерлана, Кесене.

Квадратный купольный зал мавзолея.

Фото показывает, что описанная Палласом ниша или впадина под окнами, высотой и глубиной в кирпич, которая шла вдоль по всем стенам при реконструкции не сделана. Почему центральная продушина северной стены несимметрично расположена, непонятно.

Паллас описывает, что внутри зала и снаружи стены башни, прямо над фундаментом находится впадина глубиной примерно в кирпич и высотой около 22 см. Он пишет, что от этого всё сооружение осело и повыпадали кирпичи.

На рисунке Палласа у основания башни видна полоса разрушенного кирпича (по описанию Палласа это могла быть специально сделанная ниша, но я так не считаю).

Если посмотреть на аналогичные храмы-башни можно увидеть, что никаких впадин или ниш и причём у основания фундамента нигде нет.

Разрушения кирпичной кладки образованы мостиками холода? Из земли тянулась влага и происходили циклы разморозки-заморозки и вследствие этого кирпич разрушился. Или разрушения были вызваны подтоплением башни?

Скорее и тем и другим, влага была близко в период разрушения кладки.

Захоронения в мавзолее Кесене (Башне Тамерлана)

Захоронение женщины в трёх шагах от северной стены

Э.Ю. Петри нашёл захоронение женщины на глубине 1,4 м. Она была в деревянном гробу, в надетом на лицо лубке. Рост женщины 1,69 см. Тело расположено головой на запад, на спине, без всяких поворотов тела и головы. Были найдены золотые украшения, куски ткани.

Про украшения

Необходимо оговорить, что все захоронения с украшениями в инвентаре чётко укладываются в рамки XII-XIV веков и позже практически не встречаются. Только в XVI-XVII вв. в погребениях вновь начинают появляться перстни — единственное украшение, отмечаемое в позднее время достаточно часто.

Анализ материалов погребений с инвентарем приводит к выводу о том, что основная группа захоронений с украшениями принадлежала представителям высшей знати средневековой Руси или Орды. Рядовые погребения с украшениями содержали, как правило, какую-либо одну вещь, редко две. В богатых инвентарем погребениях присутствует обычно целый набор украшений, а если это одна вещь, то только из драгоценных металлов (золото, серебро).

Что необходимо отметить: крайне редки находки в захоронениях таких украшений, как серьги!

А здесь найдены золотые серьги с двумя жемчужинами и одним яхонтом, два золотых перстня с золотым арабеском — узорчатый орнамент из стилизованных геометрических фигур возникший в подражание арабскому стилю. В перстнях были небольшие зеленовато-голубые камни – это бирюза.

Серьги

Серьги были золотыми в форме знака вопроса с двумя жемчужинами и яхонтом.

Золотые серьги, найденные в мавзолее Кесене (Башне Тамерлана).

Золотые серьги, найденные в Башне.

Рубин или яхонт — самый дорогой из всех цветных камней и мощный в магическом плане. Цена на камень рубин хорошего качества измеряется тысячами долларов за карат. Слово «яхонт» изначально арабское, и пришло оно в Европу вместе с рубинами, добывавшимися в Юго-Восточной Азии, возникло из старопольского jасhаnt – арабский термин оброс изменениями и облип дополнениями. Яхонт схож по цвету с главной жидкостью человеческого организма – кровью.

Индусы полагали, что яхонт имеет связь с загробной жизнью и нарекли его «владыкой драгоценных камней». Красный цвет рубинов не простой, а будто живой, светящийся — благодаря их способности люминесцировать. Минерал с удовольствием использовали многие коронованные особы. Если попробовать посчитать количество драгоценных камней на царских регалиях, которые хранятся в сокровищнице Московского Кремля, то можно легко растеряться. На скипетре можно увидеть 268 алмазов, 15 изумрудов, 96 яхонтов; на державе — золотом шаре — сияют 123 яхонта, алмазы, а также изумруды.

Рядовые яхонты во времена ал-Бируни имели твёрдую цену – две скаковые лошади.

Рубины в серьгах парные, а парные рубины всегда дороже, т.к. подобрать одного цвета и размера гораздо сложнее.

Жемчужины. Стоимость одной жемчужины природного происхождения, учитывая, то что раньше жемчуг искусственно не выращивали составляет от 50 до 500 тыс. руб. На Востоке в то время жемчуг соперничал между рубинами и изумрудами.

Жемчужины и рубин нанизаны на золотую проволоку основы серег. Визуально они сделаны в форме массивного знака вопроса. Серьги в виде знака вопроса, из исследований, получили распространение у кочевников Евразии в XIII-XIV веках, т.е. в так называемое монгольское время. Такие серьги — результат моды, характерной для Золотой Орды, с обмоткой, бусиной-жемчужиной и далее идёт подвеска яхонт-жемчужина.

По всей видимости серьги были сделаны не здесь, а были своеобразным «импортом», наиболее они были распространены в орбите Золотой Орды и Волжской Булгарии.

Каталог серег, найденных в Дунайской Болгарии XIII-XIV вв.

Каталог серег, найденных в Дунайской Болгарии XIII-XIV вв.

Исторически в Булгарию серьги завезли кочевники из Золотой Орды, которые появились там в XII-XIII веках. Они начали смешиваться с местным населением и христианизируются. В результате этого «вторичного этногенезиса» формируется среда, в которой процветает мода на серьги в виде знака вопроса, основным проводником которой была диаспора куманов или половцев (которые жили в поле — этнос Западного Казахстана) и татар (или тартар).

Серьги имеют навивку, которая символизирует змею? К этому мы ещё вернёмся.

Перстни

Золотой перстень, найденный в мавзолее Кесене (Башне Тамерлана).

Золотой перстень, найденный в Башне.

В двух найденных золотых перстнях были небольшие зеленовато-голубые камни бирюзы, на перстнях был выполнен узор (арабеск).

Принято считать, что зеленоватая бирюза подходит тем, кто приобрел всё необходимое в течение жизни (опыт, знания, достаток в финансовом плане). Монголы, только по бирюзе могли чётко и достоверно определить внутреннее состояние человека.

Самоцвет обладает необыкновенной магией в плане изменения своего цвета при плохих погодных условиях и болезни человека, который носит его на теле. Так как бирюза-самоцвет стал тёмным, позеленел, это значит, человеку срочно требуется помощь медицинских специалистов, так как высока вероятность смертельной болезни, что и произошло.

На перстне изображён ромб и два знака бесконечности (или восьмерки) по бокам квадрата.

Ромб — символ плодородия, ворота, переход, портал. Он символизировал женское естество и воспроизводящую силу женщины.

Знак бесконечность или пожирающая сама себя змея, уроборос — олицетворяет процессы, не имеющие конца и начала, обозначает вечную жизнь, мудрость, энергию.

Просматривая фотографии мавзолеев я наткнулся на изображения змей и знаков бесконечности на порталах мавзолеев.

Две змеи на портале-проходе мечети. Два уробороса (пожирающаю сама себя змея), ещё и один раз перекрученного в центре восьмёрки на портале. "Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана)", часть 2

Змеи и знаки беконечность на порталах мавзолеев, такие же, что и на перстнях найденных в башне.

Перстни специально были сделаны для ритуала погребения и несли сакральный смысл.

Перевернутая восьмерка означает время и пространство, человек существует в одной петле, пройдя жизненный путь, попадает во вторую. Получается, человек, умирая, просто меняет пространство, но цикл жизни продолжается. Лежащая восьмерка — рождение и смерть — Инь и Ян — два мира. Лишь будучи целыми, неразделимыми образуется единство, целостность, нескончаемость.

Вместе символы бесконечность-ромб-бесконечность символизируют две энергии положительную и отрицательную, которые обтекают ворота в потусторонний мир.

Женщина была непростой. Рассмотрим культ Змея, который присутствует в ритуальных перстнях и изображался на порталах мавзолеев тех времён.

Рассмотрим в начале третьей части, что это за культ змея был в те времена.

 

Loading

Поделиться этой записью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии