Протоиерей Моисей Воронин

/ 18 сентября, 2020/ г. Карталы и район/ 0 комментариев

Александр Ярошецкий

Протоиерей Моисей Воронин.

Согласно записям младшего сына о. Моисея — Владимира Моисеевича Воронина — «Моя родословная и биография», родителями о. Моисея были: отец Степан Евдокимович Воронин (~1850 г. -1910 г.) и мать Анастасия Артемьевна (~1853 г. -1895 г.). Единственная его старшая сестра – Прасковья Степановна (~ 1873 г. -1918 г.). Братья: Иван (~1876 г. -1928 г.), Фёдор (~1879 г. -1929 г.), Евдоким (~1885 г. -1916 г. во Франции). Из всех детей только третий сын Моисей избрал духовный путь и стал православным священником. Он был рожден 3-го (16-го по нов. стилю) сентября 1880 г. накануне дня памяти великого пророка и Боговидца Моисея (17 сентября по новому стилю). Поэтому при крещении получил редкое в среде русских имя — Моисей. Крещен был в Покровской церкви родного села.

Отрок Моисей окончил сельскую образцовую начальную школу с 4-х годичным курсом в родном селе Виногробли. Это было большое село Курской губернии и уезда, в 27 км к северо-востоку от г. Курска, при верховье речки Виногробль. Село Виногробли было крепостной вотчиной известного в России монастыря «Коренная пустынь». Когда Моисею было 15 лет, умирает его мать. Анастасия Артемьевна прожила всего около 42-х лет. После смерти матери старшая сестра Прасковья стала в 22 года хозяйкой в доме отца, воспитывала и опекала младших братьев. Так и не вышла замуж, осталась в девах. Смерть матери стала поворотным пунктом в судьбе юноши. 15-тилетний Моисей отправился в близлежащую Курскую Рождество-Богородичную Коренную пустынь, мужской монастырь, основанный в 1597 г. на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» (Курско-Коренной). В 1895 г. юный Моисей стал послушником этого древнейшего в России монастыря и нес различные послушания в древнем монастыре около 15 лет (с 1895 г. до 1911 г.). Долгое время выполнял послушания в гостиничном хозяйстве монастыря. Все это время много читал и изучал Священное Писание и святых отцов. Также, как он сам выразился в автобиографии, «проходил общеобразовательные науки путем самообразования». 15 лет духовно созревал будущий священник Моисей в этой великой древней обители.

Послушник монастыря Моисей Воронин в 1906 г. окончил учительскую семинарию в г. Курске. В 1910 г. умер его родной отец Степан (Стефан) Евдокимович. Достигнув 30-летнего возраста, Моисей Стефанович не принял монашеского пострига и в 1911 г. отправился на учебу в Курскую духовную семинарию. Все свои знания Моисей представил ректору этого учебного заведения протоиерею Иакову Андреевичу Новицкому, который разрешил ему держать экзамен сразу в 5-й класс Курской семинарии. Выдержав экзамен экстерном, он поступил учиться, и учился бесплатно (как послушник монастыря) 2 года. В 1913 г. он с отличием закончил Курскую семинарию.

В этом же 1913 г., в октябре, 33-хлетний Моисей Степанович женился на 18-тилетней девице Капитолине Алексеевне Ивановой, выпускнице Курского епархиального женского училища. Капитолина родилась 9 ноября 1895 г. в селе Акульшино Фатежского уезда Курской губернии в семье дьякона и учителя церковно-приходской школы Алексия Митрофановича Иванова и учительницы церковно-приходской школы Марии Митрофановны (в девичестве Успенской). Младший брат Капитолины – Иван (1899 г.р.) станет впоследствии православным священником. После смерти отца в 1905 г. Капитолину определяют бесплатно учиться в Курское епархиальное женское училище. Там обучались в основном дети лиц духовного звания. Обучение платное, а для сирот – бесплатное. В 1911 г. Капитолина Алексеевна закончила 6-й класс этого училища и получила специальность учительницы церковно-приходской школы.

В этом же 1911 г. она стала учительницей 4-х классной земской школы в селе Заболоцкое (в 2-х км от родного села Акульшино) и проработала там 2 года, до замужества в октябре 1913 г. Капитолина полюбила одного человека не из церковной среды. Но родители ее были категорически против и поставили условие дочери, что жених должен быть обязательно из церковной среды. Таким образом, Капитолина Алекссевна вышла замуж за Моисея Степановича не по любви, что было обычным делом в то время. Родители ее похоронены в церковной ограде села Акульшина. Такой чести сподоблялись только очень уважаемые и благочестивые служители Церкви. Капитолина Алексеевна была одарена музыкально, имела хороший слух и голос. Поэтому она часто, когда была возможность, пела в церковном хоре и даже впоследствии была регентом.

Свадебное фото супругов Ворониных октябрь 1913 г.

Свадебное фото супругов Ворониных октябрь 1913 г.

28 ноября 1913 г. Моисей Воронин был рукоположен во иерея Архиепископом Курским Стефаном (Архангельским) с назначением на свой первый приход – к Христо-Рождественской церкви в село Крупец Суджанского уезда Курской губернии. В этом селе в сентябре 1914 г. рождается в семье Ворониных первенец Михаил. 15 сентября 1915 г. иерей Моисей переводится на другой приход – настоятелем Митрофаниевской церкви в село Графовку Суджанского уезда. Это было крупное и богатое село. Здесь молодой пастырь потрудился на ниве Христовой 10 лет. Семья священника поселяется в 4-хкомнатный дом с обычными надворными постройками, огородом и небольшим садом. В этом доме родились двое следующих детей: 9 мая 1916 г. – дочь Галина и 28 октября 1920 г. – сын Владимир.

Митрополитом Курским Назарием 12 февраля 1926 г. о. Моисей назначен настоятелем Дмитровской церкви села Поярково Курской епархии. Весной 1926 г. отец Моисей с семьей переехали в купленный у отъезжавшего старичка-священника перекосившийся домик. При доме имелось свое небольшое хозяйство (сад, скотина). Семью священника наделили землей-пашней (на 5 человек около 8-9 гектаров).

В 1929 г., когда по всей стране резко усилились гонения на Православную Церковь, все лица, лишенные избирательных прав, имеющие земельные наделы, были обложены денежными налогами и заданиями на поставку зерна в повышенных размерах. Зерновой налог на хозяйство о. Моисея превышал собранный урожай. Хозяйство священника (лошадь, корова, несколько овец) и домашние вещи (в том числе и детская одежда) были описаны и проданы с торгов, а сам о. Моисей был отдан под суд. Суд состоялся 17 декабря 1929 г. в зале сельсовета Поярково. Батюшка Моисей был судим за невыполнение налога по хлебозаготовке по 61 ст. и приговорен к высылке на 5 лет за пределы Центрального Черноземного округа. Но вместо высылки его заключили на 3 месяца в Курскую тюрьму.

В марте 1930 г. о. Моисея выпустили и приказали самостоятельно уехать в Томскую область. В селе Поярково осталась семья о. Моисея, которой помогали многие селяне, добрые знакомые семьи священника. Помогал родной младший брат матушки Капитолины Алексеевны священник Иоанн Афанасьевич Иванов, живший и служивший в селе Графовка, в котором раньше служил о. Моисей Воронин. Капитолина Алексеевна ходила по знакомым в селе Поярково и в соседние деревни, перебиваясь разовыми заработками за помощь в хозяйстве. В своем небольшом огороде выращивали овощи. Старший сын Михаил выполнял разные работы у соседей и помогал по огороду. Дочь Галина училась в то время в 5-м классе в Курске, ее содержал родной дядя о. Иоанн Иванов. Младший сын Владимир учился во 2-м классе в селе Графовка и жил у родного дяди о. Иоанна Иванова.

Отец Моисей с супругой и детьми Мишей и Галей.

Отец Моисей с супругой и детьми Мишей и Галей.

В конце октября 1930 г. матушку Капитолину арестовали и отправили в Курскую тюрьму. Предъявили обвинения в антисоветской агитации. Истинная причина ареста – отказ от интимных отношений с одним из активистов села Поярково. Спустя пол-года, весной 1931 г. ее освободили. Старший сын Михаил к этому времени уже работал плотником на Магнитострое (в Магнитогорске). Проработавший зиму 1930—1931 гг. в колхозе селе Поярково, в начале мая 1931 г. он завербовался в числе других молодых ребят в возрасте 16-25 лет на строительство легендарной Магнитки. После освобождения Капитолина Алексеевна жить в селе Поярково не стала из-за угрозы нового ареста и перебивалась случайными работами в Курске. Иногда приезжала в родное село Акульшино. В конце 1931 г. в Акульшино встретила старого знакомого по девичеству, коллегу-учителя Конищева, вдовца, жившего с матерью и двумя дочками-дошкольницами в селе Брусовом (7-8 км от села Акульшино). Капитолина Алексеевна вступила в гражданский брак с Конищевым и стала сельской учительницей в селе Брусовом.

Освободившийся из ссылки о. Моисей, не имеющий возможности вернуться к своей семье, с конца лета 1930 г. останавливался в селах Поволжья на краткие сроки (1-2 месяца) по направлению церковных властей и служил в церквях. Но всюду советская власть в лице сельсоветов встречала его враждебно. Подольше о. Моисей задержался в глухом селе Куверба Тоншаевского района Нижегородского края. 3 сентября 1931 г. Епископом Ветлужским Неофитом он назначен священником Введенской церкви села Кувербы Горьковской области. Но в конце 1931 г. был арестован органами ОГПУ. Советской «тройкой» осужден на 3 года лагерей и направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.

Переписка о. Моисея Воронина с о. Иоанном Ивановым и дочерью Галиной восстановилась в начале 1933 г., когда заключенный священник писал из лагеря Беломорканала. В конце мая 1933 г. о. Моисея освободили досрочно как инвалида и в связи с окончанием 300-дневного строительства Беломорканала. Инвалидом священник стал после заключения в лагере Беломорканала и, по всей видимости, это было связано с болезнью ног.

В конце июня 1933 г. о. Моисей вернулся в родные места, в г. Курск, где в пригороде жила его племянница Евдокия Ивановна с семьей (дочь старшего брата о. Моисея). Когда он добрался до Курска, без денег, без еды, голодный, нищий, больной, еле живой, то постучался в один дом. В этом доме жила польская зажиточная семья. И в этом же доме жила и подрабатывала прислугой Галина Воронина. Именно она вышла на стук и открыла дверь. На пороге стоял ее родной отец и просил милостыни. Галя сначала не узнала отца, настолько он был изможденным и похудевшим. Вот так Господь чудесным образом устроил встречу двух родных людей.

Через 3-4 дня позже отца в Курск приехал сын Михаил в отпуск из Магнитогорска, не имевший переписки ни с кем все это время. Чуть позже встретились с о. Моисеем его сын Владимир и о. Иоанн Иванов. После этого в конце лета батюшка Моисей уехал на прежнее место церковного служения – в село Кувербу Нижегородского края. Постепенно двое младших детей Галя и Володя перебрались к старшему брату Михаилу в Магнитогорск, где жили в бараке на 13-м участке. Михаил работал счетоводом в бухгалтерии управления ММК, Галина работала воспитателем в детдоме, Владимир с 1 сентября 1935 г. стал учащимся индустриального техникума. Отец Моисей помогал детям как мог, присылал по 50-70 руб. в месяц. Капитолина Алексеевна присылала своим детям мясные продукты (свиное сало) и деньги.

Около 4-х лет прослужил о. Моисей в селе Куверба. В октябре 1937 г. был опять репрессирован «тройкой» на 3 года лагерей. 10 месяцев не было от него никаких вестей. В начале августа 1938 г. о. Моисей прислал долгожданное письмо, что он находится в г. Горьком. Как инвалид работает на стройке городских объектов, ходит без конвоя.

Капитолина Алексеевна в конце 1939 г. приехала к своим детям на постоянное место жительства в Магнитогорск, оставив вторую семью. Она жила вместе с сыном Володей в семье своей дочери Гали в благоустроенной квартире. Галина в 1935 г. вышла замуж за инженера-металлурга, родила двоих детей (Леонида в 1936 г. и Ольгу в 1938 г.). В августе 1940 г. Михаил и Владимир сдали экзамены в Магнитогорский горно-металлургический институт (МГМИ) и стали студентами вечернего отделения по технологии горных работ. О. Моисей после освобождения из лагеря в конце 1940 г. приехал к семье в Магнитогорск, но ему отказали в прописке из-за двух судимостей по 58-й статье.

Тогда он снова вернулся в Горьковскую область в село Кувербу Тоншаевского района, где прожил с конца 1940 г. по 1946 г. Родственник, священник Иоанн Иванов работал в то время рабочим в лесхозе станции Пижма. Также и о. Моисей устроился в этот лесхоз по договору, плел корзины. Эти годы, выпавшие на страшное время Великой Отечественной войны, были очень тяжелыми. Сына Михаила мобилизовали в ряды армии в начале сентября 1941 г., он попал в части, строившие укрепления на Волховском фронте, затем на Калининском фронте. Владимиру дали отсрочку от призыва в армию, как молодому специалисту-технику, учитывая его учебу в институте. Сын Михаил погиб 15 октября 1943 г. на минном поле у деревни Бригидполье Сурожского района Витебской области. У Михаила родилась дочь Галя в мае 1941 г.

Около 8 лет (с 1937 г. по 1945 г.) о. Моисей был лишен возможности служить в Церкви. В 1945 г., в послевоенное время, когда по всей стране стали с разрешения Советской власти открываться церковные приходы, батюшка Моисей приехал в родную Курскую область. 13 декабря 1945 г. Архиепископом Курским Питиримом он назначается настоятелем Михайло-Архангельской церкви села Глебово, Курской области. Здесь о. Моисей прослужил почти 2 года. 16 октября 1947 г. Архиепископом Курским Алексием (Сергеевым) он назначен настоятелем Иоанно-Богословской церкви села Малая Локня, Курской области. В начале 1948 г. 67-летний о. Моисей наконец-то приехал в Магнитогорск к своей семье. С марта 1948-го года начинается его церковное служение на Урале, в Челябинской области и Челябинской епархии.

Отец Моисей был назначен Епископом Челябинским Ювеналием (Килиным) 1 марта 1948 г. вторым священником Никольской церкви г. Магнитогорска. На этом приходе о. Моисей не пробыл даже месяца. Тем же Епископом Ювеналием он переведен настоятелем Казанско-Богородицкой церкви г. Карталы 27 марта 1948 г. На этом приходе в г. Карталы о. Моисей также не пробыл и месяца. Но потом, спустя 8 лет, он опять будет назначен настоятелем на этот приход. 23 апреля 1948 г. Епископом Челябинским Ювеналием (Килиным) о. Моисей назначен временно в помощь настоятелю Троицкой церкви г. Златоуста Челябинской области. В г. Златоусте о. Моисей прослужил около трёх месяцев. 27 июля 1948 г. о. Моисей был назначен Архиепископом Свердловским Товией (Остоумовым), временно Управляющим Челябинской епархией, настоятелем Покровской церкви Сухтелинского поселка Верхне-Уральского района Челябинской области.

В этом бывшем казачьем поселении о. Моисей прослужил около 8 месяцев. 22 марта 1949 г. Архиепископом Челябинским Алексием (Сергевым) о. Моисей назначен священником Казанско-Богородицкой церкви г. Куса Челябинской области. Здесь он прослужил 3 года и 4 месяца. 22 июля 1952 г. Архиепископом Товией (Остроумовым), временно Управляющим Челябинской епархией, иерей Моисей Воронин был назначен настоятелем Казанской церкви г. Катав-Ивановска Челябинской области. Здесь о. Моисею довелось прослужить 4 года. Будучи на этом приходе, он получает в 1954 г. звание протоиерея.

22 июля 1956 г. Архиепископом Товией (Остроумовым), временно Управляющим Челябинской епархией, протоиерей Моисей был назначен настоятелем Казанско-Богородицкого прихода г. Карталы Челябинской области. Значение молитвенного дома (храма) в г. Карталы по улице Пролетарской было очень велико в те годы. В конце 40-х и в 50-е годы ХХ-го века Казанско-Богородицкий приход г. Карталы окормлял не только Полтавский район, но и еще три прилегающих к нему района – Брединский, Варненский и Чесменский.

Храм на улице Пролетарской в г. Карталы.

Храм на улице Пролетарской в г. Карталы.

Вот что известно о протоиерее Моисее Воронине из воспоминаний Александры Андреевны Быковой, прихожанки церкви г. Карталы: «Хороший был батюшка! Прозорливый был. Батюшка Моисей много лет в тюрьме сидел за веру, трудился на строительстве Беломорканала. Рассказывал, когда его арестовали, то молодой следователь предложил: «Дедушка, ты отрекись, откажись от Бога и мы сразу тебя отпустим на волю». На что о. Моисей ответил: «Сынок, а ты веришь в своих Ленина и Маркса? Ты отречёшься от них? Нет. И я не отрекусь от Бога никогда!». Арестовали зимой и он был в валенках. Когда его весной вели по этапу, валенки набухли и было тяжело идти. Он отставал и тогда его били прикладом. В Карталах о. Моисей был уже в очень преклонном возрасте. У него были больные ноги. Матушка Капитолина регентовала и пела на клиросе. Батюшка Моисей был очень смиренный, добрый. А матушка Капитолина – с характером».

Внутри храма 1956 г. Карталы.

Внутри храма 1956 г.

Протоиерей Моисей жил с женой в Карталах сначала в хорошем доме по улице Свердлова, 23, в Путейском городке. Он и сейчас хорошо сохранился, его до сих пор люди называют «поповский дом». Его подарила о. Моисею одна глубоко верующая семейная чета. Они были украинцы, приехавшие в Карталы из Казахстана.

 Поповский дом в г. Карталы.

Поповский дом в г. Карталы.

Закрыли молитвенный дом (храм) по улице Пролетарской 29 мая 1961 г. при о. Моисее Воронине. Предварительно прихожане вынесли основную часть утвари и икон из храма и спрятали у себя в домах. По воспоминаниям предпринимателя Юрия Александровича Заболотного, когда он был маленьким мальчиком, то лично видел, что храм на улице Пролетарской в течение нескольких дней разрушали молодые ребята из паровозного депо, комсомольцы, около 10 человек, по приказу сверху. Вся Пролетарская улица была заполнена людьми, многие плакали. Разрушители стали сдёргивать купол, привязав к нему верёвку. Сломали кресты с двух куполов и сбросили их в уборные.

После закрытия храма по ул. Пролетарской о. Моисей стал совершать службы и таинства в доме, где он жил (по ул. Свердлова, 23). Хотя это было строго запрещено властями по всей стране. Тогда местные власти выселили его из этого дома. И он был вынужден с женой перебраться в очень плохой, маленький домишко, недалеко от прежнего дома, напротив нынешнего Центра занятости населения, в переулочке. И продолжал совершать службы и таинства в этом маленьком домике. Адрес этого дома в Путейском городке г. Карталы – ул. Дорожная, 23. Батюшка Моисей жил какое-то время в баньке при доме и там принимал приходящих людей.

Отец Моисей был назначен 19 июля 1961 г. указом Епископа Свердловского и Курганского Флавиана (Дмитрюка), временно Управляющего Челябинской епархией, настоятелем Петропавловской церкви г. Коркино Челябинской области. Служил он там вторую половину 1961 г., а также и в 1962 г. В «Послужном списке» о. Моисея есть краткая, но ёмкая характеристика, данная ему Епископом Свердловским и Курганским Флавианом (Дмитрюком), датированная 10 марта 1962 г.: «Протоиерей Моисей Стефанович Воронин – усердный пастырь. Нравственной жизни. Дисциплинирован. Может проповедывать. По старческому своему возрасту — один из почтенных священнослужителей епархии. Пользуется уважением верующих и церковного совета».

Протоиерей Воронин с супругой Капитолиной.

Протоиерей Моисей Воронин с супругой Капитолиной.

Протоиерей Моисей Воронин нес мужественно и смиренно свой тяжелый священнический крест свыше 50 лет. С 1913 г. по 1966 г. На долю этого доброго пастыря выпало много великих скорбей. Но и смирение, и терпение, и любовь этого истинного пастыря были также велики! Его очень любили и почитали верующие люди многих городов и сел, где он служил. Особо его почитали и любили простые прихожане г. Карталы. Этот маленький провинциальный городок на Южном Урале и стал последним земным пристанищем многострадального священника. В начале 1966 г. 85-тилетний батюшка Моисей сильно заболел. 19 января 1966 г. отслужил Крещенскую праздничную службу в своем маленьком ветхом доме, освятил воду. Верующие люди набрали святой воды. А 23 января 1966 г., в воскресенье, он мирно отошёл ко Господу. Похоронен на кладбище г. Карталы. Матушку Капитолину дочь Галина увезла в г. Магнитогорск в 1968—1969 г., где она вскоре скончалась и там похоронена.

Отец Моисей в гробу .

Отец Моисей в гробу .

Протоиерей Моисей Воронин – это последний священник послевоенного периода действия Казанско-Богородицкого прихода г. Карталы, мужественно переживший его закрытие и уничтожение, а после совершавший церковные службы и таинства до самой смерти у себя на дому. Прослужил в Карталинском приходе официально 5 лет, до закрытия храма в 1961 г. Неофициально, будучи уже за штатом, в очень преклонном возрасте продолжал церковное служение в г. Карталы еще несколько лет вплоть до своей смерти в январе 1966 г.

Могила протоиерея Моисея Воронина очень почитается верующими людьми до сих пор. Эта могила всегда прибрана и ухожена. Здесь ежегодно местные священники совершают панихиды и литии. Многие священнослужители и прихожане г. Карталы почитают батюшку Моисея как святого, приходят к нему на могилку за помощью и по вере своей получают просимое.

Loading

Поделиться этой записью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии