Казачьи иконы в память Русско-германской войны. Александр Ярошецкий

/ 11 января, 2019/ Казачество и купечество до революции 1917 г.

Александр Ярошецкий

Казачьи иконы в память Русско-германской войны.

Как отметил в своей книге известный уральский историк Н. М. Чернавский, уроженец Полтавского казачьего поселка: «По своей сущности, казачество представляло из себя род религиозного братства, которое, устроив свою жизнь на строго религиозных началах, крепко берегло свободу и неприкосновенность своей веры.… Русские шли на рать не только в защиту себя по чувству самосохранения, но и для охраны своей веры, будучи воодушевляемы, между прочим, религиозными мотивами и придавая самой борьбе священный характер»[1].

Одним из самых главных факторов, объединявших, скреплявших и вдохновлявших православных казаков на борьбу с врагами Отечества была вера христианская, вытекающие из нее духовно-нравственные ценности, обычаи и традиции. Среди христианских традиций особое место занимает в казачестве иконопочитание. По православному русскому обычаю, уходя в военный поход, казаки брали с собой небольшую иконку, ладанку. Рядом с крестом на груди носили образок Божьей Матери. Перед битвой казаки от всей души молились Богу перед иконами. Находясь в доме, шалаше или палатке, казак в переднем углу помещал святые образа[2].

В докладе о результатах командировки в 1902 г. в Оренбургское казачье войско (ОКВ) начальник Главного управления казачьих войск генерал-лейтенант П.О. Щербов-Нефедович отмечал, что оренбургские казаки — «народ здоровый и крепкий; в обращении – довольно добродушный и приветливый, в сношениях с начальством – послушный и достаточно почтительный. Православное население отличается своей набожностью; в каждой избе, даже и у бедного хозяина, имеются несколько образов, а у зажиточных казаков образами увешана иногда целая стена в чистой комнате…»[3].

Икона (греч. «образ») – это откровение Божие в линиях и красках, это окно, через которое проникает в душу человека отсвет Мира Божия, это посредник и проводник между миром Небесным и миром земным, это средство общения с Богом и Его святыми, это особый таинственный язык Божьих символов. С древности иконы служили своего рода Библией для неграмотных. Почитая святые иконы, православные христиане всю меру своего молитвенного усердия направляют не на предмет – доску и краски, а на того, кто стоит за предметом – на Бога и Его святых – через образ к первообразу[4].

Одной из святынь храма в честь святого благоверного князя Александра Невского Наследницкого поселка Брединского района Челябинской области является старинный образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Интересна и удивительна история, связанная с появлением здесь этой иконы. Иван Григорьевич Баннов, житель Наследницкого поселения, рассказывал: «Наши казаки попали в окружение и одному из них было видение, появился старец и указал рукой в определенное направление. Выбрав это направление, казаки действительно вышли из окружения. Этот старец был «Апостол любви», святой Иоанн Богослов. После спасенные казаки заказали написать икону св. Иоанна Богослова в знак благодарности Богу, а также этому апостолу и пожертвовали ее в свою Наследницкую станицу, в местный храм. Икону разместили в иконостасе». Этой иконе уже более 100 лет и она до сих пор хорошо сохранилась. В настоящее время находится в возрожденном Александро-Невском храме не в иконостасе, а отдельно, на западной стене.

Икона Иоанна Богослова пос. Наследницкий Брединского района. Фото автора.

Икона Иоанна Богослова пос. Наследницкий Брединского района. Фото автора.

В нижней части этой иконы следующая надпись: «(…) икона в память Русско-Германской войны казаки 21-й сотни Павел Воровщиков, Матвей Кадышников, Александр Латков, Александр Ширяев(?), Александр Щетинин, Петр Куринин, Сергей Деревсков, Стефан Шилин, Максим Клюшин, Александр Степанов, Павел Коновалов, Павел(?) Степанов, Василий Челяев, Александр Новгородов, Николай Романов, Яков Николаев, Андрей Шишкин, Николай Романов, Семен Степанов, Николай Копытов, Семен Игнатьев, Иван Николаев, Гавриил Круглов, Андрей Егоров». Всего 24 человека.

Некоторые из этого списка казаков были не просто участниками Первой мировой войны, но и героями, доблестными воинами, отмеченными государственными наградами. Это Павел Воровщиков (1-й ОКП, Георгиевская медаль (ГМ) 4-й степени № 328678), Александр Никитич Щетинин (15-й ОКП, Георгиевский Крест (ГК) 4-й степени № 122621), Александр Степанов (1-й ОКП, ГК 4-й степени № 25177), Иван Николаев (таких было двое: 1. Иван Николаев – 9-й ОКП, ГК 3-й степени № 569142, ГК 4-й степени № 492044; 2. Иван Никитич Николаев – 15-й ОКП, ГК 4-й степени № 473896)[5].

В возрожденном Свято-Никольском храме села Николаевки Варненского района Челябинской области находится очень много старинных икон. И только на одной из них, в честь св. Архистратига Божия Михаила, в нижней части есть надпись: «Жертвована икона в память германской войны 1914 года казаками Николаевского поселка 20-й (?) сотни, идущие в полк Витебска(?): Александр Иванов, Димитрий Иванов, Димитрий Калугин, Яков Иванов, Александр Любимов, Андрей Тельминов (?), Николай Енбахтов, Илия Рыбаков, Федор Бочкарев, Константин Усолцев, Иван Никитин, Луп Енбахтов, Михаил Бочкарев, Петр Пьянков, Петр Митусов, Василий Скочков, Кир Скочков, Иван Любимов, Димитрий Гордеев, Михаил Киселев (?), Николай Иванов». Всего 21 человек.

Икона Архангела Михаила с. Николаевка Варненского района. Фото автора.

Икона Архангела Михаила с. Николаевка Варненского района. Фото автора.

Николаевские казаки особо молились св. Архангелу Михаилу, призывали его на помощь во время войны и он охранял от всех бед. Не случайно именно в честь этого великого святого Покровителя они пожелали написать икону и пожертвовать в родной храм. Эта икона находится на западной стене храма, справа от входа в него.

Вообще, изображения Ангелов (греч. «вестники») в православной традиции – это в первую очередь особый язык духовных символов, которые должны передавать не столько внешний вид, а идею Ангелов как посланцев, вестников Божиих и защитников людей. Облик прекрасного юноши – это символ духовной красоты и совершенства; крылья – символ быстроты и всепроникновенности; посох (мерило) – символ посланничества; огненный меч – символ духовного оружия, наказания и защиты; зерцало (зеркало) – диск (или прозрачная сфера) в руке Архангела с монограммами Иисуса Христа (или Его Образом, или словом «Свят») – это и символ предвидения, предначертания от Бога, и знак отражения Господа, и символ мироздания (земного шара)[6].

В возрожденном храме в Бредах Челябинской области (бывшем Михайло-Архангельском) находится старинная икона св. великомученика и победоносца Георгия. В нижней части этого образа следующая надпись: «Жертвована икона в память Русско-Германской войны казаками 15-го полка поселка Брединского 19… года». Как рассказали прихожане Брединской церкви, этот образ святого Георгия в 90-е годы прошлого века нашел на помойке один человек и принес в возрождающийся храм.

Икона Георгия Победоносца с. Бреды. Фото предоставлено Алексеем Зелениным.

Икона Георгия Победоносца с. Бреды. Фото предоставлено Алексеем Зелениным.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Варне Челябинской области находится старинная икона св. Архангела Михаила, расположенная на клиросном балконе. Её передали в храм потомки казаков из села Катенино, которые живут сейчас в райцентре Варна.

Икона Архангела Михаила в с. Варна. Фото предоставлено иеромонахом Лаврентием (Мясниковым).

Икона Архангела Михаила в с. Варна. Фото предоставлено иеромонахом Лаврентием (Мясниковым).

Внизу иконы следующая надпись: «Жертвована икона в память Русско-Германской войны. Казаками 20-й сотни Катенинского поселка. Кав. Г.Гладских, Т.Сафонов, А.Репников, Т. Репников, П. Заволищин, П. Старченков, Г. Попов, Г. Лынов, И. Гладских, М. Говорухин, Л. Пальчиков, Ф. Студеникин, Л. Елфимов, А. Говорухин, Ф. Заволищин, К. Сафонов, Г. Рекунов, В. Рекунов, П. Мальцев, В. Коннов, Г. Ширяев, Я. Ушаков, Г. Заволищин, С. Седельников, Г. Чирков, Н. Седельников, П. Шадских, П. Маслихов, Т. Салищев (?), Д. Утицких, П. Мальцев(?)». Всего 31 человек.Икона Архангела Михаила в с. Варна. Жертвована икона в память Русско-Германской войны.

К сожалению, в этом списке катенинских казаков вместо имен записаны инициалы, что затрудняет их опознание. Первый по порядку – Г. Гладских. Возможно – это дважды Георгиевский кавалер Григорий Тимофеевич Гладских (15-й ОКП, ГК 3-й ст. № 17591, ГК 4-й ст. № 109008). Третий по списку – А. Репников. Возможно – это Александр Репников (9-й ОКП, ГК 4-й ст. № 50822). Н. Седельников – это видимо Николай Егорович Седельников (15-й ОКП, ГК 4-й ст. № 17596). 28-й по списку — П. Маслихов. Таких было двое. Петр Маслихов (5-й ОКП, ГМ 4-й ст. № 371702) и Полиевкт Иванович Маслихов (15-й ОКП, ГК 4-й ст. № 794071)[7].

Ещё одна икона, сохранившая имена и фамилии казаков ОКВ, сражавшихся на Первой мировой войне. Это образ св. Архистратига Божия Михаила, пожертвованный казаками Черниговского поселка в местный Михайло-Архангельский храм.

Икона св. Архистратига Божия Михаила из пос. Черниговский Агаповский район. Фото предоставлено краеведом Юрием Яковлевичем Козловым.

Икона св. Архистратига Божия Михаила из пос. Черниговский Агаповский район. Фото предоставлено краеведом Юрием Яковлевичем Козловым.

На обратной стороне иконы написано: «Сия св. икона сооружена в память войны 1914—1915 года казаками 16-го Оренб. полка 2-й сотни и пожертвована в церковь Черниговского поселка. Уряд. (урядниками) Захаром Кожевниковым, Павлом Коробовым, Димитрием Ласиковым. Пр. (приказным) Феодором Поповым. Тр.(трубачом) Василием Батуриным. Каз. (казаками) Петром Морозовым, Иоанном Князевым, Григорием Князевым, Димитрием Спиридоновым, Мефодием Кожевниковым, Ефимием Кожевниковым, Павлом Черепановым, Феодором Рукиным, Артемием Тамиловым». Всего 14 человек.Обратная сторона иконы св. Архангела Михаила из пос. Черниговский Агаповский район.

Здесь интересная особенность. Эти казаки пожелали, чтобы их имена записали не на лицевой стороне иконы, а с обратной стороны. Это говорит об их смирении, скромности. А между тем многие из них самые настоящие герои, награжденные Георгиевскими Крестами и медалями. Это урядник Захар Кожевников, дважды Георгиевский кавалер (ГК 3-й степени № 80311, ГК 4-й степени № 44808, ГМ 3-й степени № 122430, ГМ 4-й степени № 183188), урядник Павел Коробов, дважды Георгиевский кавалер (ГК 3-й степени № 194581, ГК 4-й степени № 405751), приказный Феодор Попов (ГМ 4-й степени № 699293), казак Петр Морозов (ГК 4-й степени № 302072), казак Иоанн Князев (ГМ 4-й степени № 200736), казак Димитрий Спиридонов (ГК 4-й степени № 470619), казак Мефодий Кожевников, дважды Георгиевский кавалер (ГК 3-й степени № 33213, ГК 4-й степени № 48188).

Этот образ был чудесно обнаружен в ходе ремонтных работ в конце мая 2012 г. в одном из старых домов жителем г. Магнитогорска Юрием Дудкиным, разливщиком стали кислородно-конверторного цеха ОАО «ММК». Юрий Дудкин рассказывает: «Друзья попросили меня помочь с ремонтом помещения в подвале одного жилого дома. Я взял с собой сына. Когда разгребали хлам, увидели в полу дыру, забитую широким деревянным щитом. Оторвали его гвоздодером. Дерево старое, в руках рассыпается. Я хотел сразу выбросить, а Дима говорит: «Папа, смотри, тут чьи-то глаза!». Протерли тряпкой, а там Архангел Михаил с крыльями и огненным мечом в руке. На обратной стороне обнаружился список фамилий и надпись, что икона изготовлена для Черниговского храма по заказу казаков 2-й сотни 16-го Оренбургского казачьего полка, которые уходили на войну. Я сначала хотел ее в Черниговскую церковь отвезти. Это недалеко от нас, в Агаповском районе. Но потом выяснил, что храм этот разрушили много лет назад. Видимо, именно тогда кто-то спас образ Архангела Михаила и привез в город». Святыня серьезно пострадала от времени и неподобающих условий, в которых она пребывала, но не потеряла своей духовной силы, красоты и величия. Два года она пролежала дома у Юрия, потом он написал о находке на сайты магнитогорского и окружного казачества, и с обоих откликнулись. Далее решил передать находку казакам Оренбургского войскового казачьего общества (ОВКО) в г. Екатеринбург, посчитав, что у них больше возможностей, чтобы провести реставрацию[8]. Торжественная передача иконы состоялась в День России, 12 июня 2014 г. в екатеринбургском Храме-на-Крови — войсковом храме Оренбургского казачьего войска (на фото внизу). Здесь её будут хранить и использовать для торжественной службы на казачьих мероприятиях[9].

Торжественная передача иконы 12 июня 2014 г. в екатеринбургском Храме-на-Крови. Юрий Дудкин – в верхнем ряду, второй справа от иконы.

Торжественная передача иконы 12 июня 2014 г. в екатеринбургском Храме-на-Крови. Юрий Дудкин – в верхнем ряду, второй справа от иконы.

Сохранилась еще одна икона св. Архангела Михаила, пожертвованная казаками Черниговского поселка 10-го полка ОКВ в свой храм. Этот образ от уничтожения был спасен казачьей семьей Морозовых и много десятков лет пролежал на чердаке дома в Черниговском поселке. В нижнем поле иконы имеется надпись: «Жертвована икона в память Русско-Германской войны в поселок Черниговский казаками 10-го полка …», и далее указаны фамилии и инициалы 25-ти казаков. Икона пострадала от времени и одна из фамилий казаков ныне утрачена. Среди тех, кто указан – казаки, вернувшиеся с войны и те, кто погиб на ее фронтах[10]. На тот момент, когда казаки пожелали заказать-написать икону и пожертвовать в свой родной храм, видимо, все они были еще живы. И здесь также много героев, отмеченных государственными наградами.

Икона св. Архангела Михаила пос. Черниговский. Фото предоставлено краеведом Юрием Яковлевичем Козловым.

Икона св. Архангела Михаила пос. Черниговский. Фото предоставлено краеведом Юрием Яковлевичем Козловым.

Первым указан С. Берестин (в списках 10-го полка значится старший урядник Степан Берестин, дважды Георгиевский кавалер, ГК 3-й степени № 109976, ГК 4-й степени № 235354). И. Рощепкин (в приказах о награждении казаков 10-го полка значится старший урядник Илья Алексеевич Рощепкин, трижды Георгиевский кавалер, ГК 2-й степени № 22242, ГК 3-й степени, ГК 4-й степени № 50848). Ф. Рукин (возможно, имя и отчество – Федор Филиппович). Д. Рукин (из документов 10-го полка известен Дмитрий Петрович Рукин, погибший в бою в 1915 г.). И. Рощепкин (известен Илларион Рощепкин, 1-й ОКП, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 664213 и серебряной нагрудной медалью «За усердие» на Станиславской ленте). А. Распопов (в списках награжденных Георгиевским крестом значится Антон Распопов, ГК 4-й степени № 401036). Л. Попов (известен Леонтий Попов, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 350740). С. Рукин (в списках награжденных Георгиевским крестом– приказный Степан Рукин, 1 ОКП, ГК 4-й степени № 800656). Н. Горбунов (известен Никита Горбунов, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 782247). Морозов. Инициал имени утрачен (в списках 10-го полка значатся Василий и Прокопий Морозовы, оба погибшие в боях в 1914—1915 гг.; Василий Морозов, ГМ 4-й степени № 656755). С. Лопатин (известен Семен Лопатин, 1-й ОКП, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 664215). К. Вязников (в списках 10-го полка значатся – Ксенофонт и Константин Вязниковы). Е. Третьяков (возможно Евграф Третьяков, убитый в бою в 1915 г.). Иванов. Инициал имени утрачен (возможно, Захар Иванов, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 575296). В.Хлебников (в списках награжденных Георгиевским крестом значится Василий Хлебников, дважды Георгиевский кавалер, ГК 3-й степени № 40141, ГК 4-й степени № 401969). Н. Верхошенцев (в списках награжденных Гергиевским крестом есть Нестор Верхошенцев, ГК 4-й степени № 401984)[11]. П. Шулепов (известен Петр Шулепов, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 575045). Е. Носков (известен Ефим Носков, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 782236)[12].

Святой Архистратиг Небесных Сил Михаил является покровителем Черниговского поселка и его жителей. Чувствуя с этим великим защитником православного воинства живую духовную связь и глубоко почитая его, казаки данного поселка, 10-го и 16-го полков ОКВ, обе иконы заказали написать именно в честь него, в память о Русско-Германской войне.

Деревянный храм в честь Архангела Михаила в Черниговском поселке был построен за два года на средства местных казаков и освящен в 1865 г. По описи 1931 г. в Черниговском храме имелось в иконостасе 20 икон, в алтаре – 13 икон, в киотах – 4 иконы, в честь двунадесятых праздников – 12 икон, в остальных частях церкви – 60 икон[13]. Всего 109 икон! Где сейчас всё это духовное богатство? Как храм, так и большинство икон было уничтожено в лихие советские годы. Найденный образ св. Архангела Михаила ждет своего часа и должен бы вернуться в возрожденный Черниговский храм. Но храма давным-давно нет и о его возрождении ничего не слышно. Эти найденные иконы св. Архангела Михаила призывают к покаянию, к осмыслению, к исторической памяти. Сохранились для истории и для всех нас имена и фамилии благочестивых казаков, начертанные на иконах. Как памятник их веры, благочестия и отваги. Эти казаки оставили свой след на священных изображениях – иконах. Это дорогого стоит. Возможно, это Божий знак, что они сейчас находятся рядом с Тем Покровителем, на образе Которого начертаны их имена, — в Царстве Небесном.

Ещё одна дивная икона в честь св. Архистратига Божия Михаила сохранилась до нашего времени и находится в частном собрании в поселке Углицком Чесменского района Челябинской области.

Икона Архангела Михаила пос. Углицкий Чесменского района. Из книги Анатолия Шалагина «История Православия Чесменского района».

Икона Архангела Михаила пос. Углицкий Чесменского района. Из книги Анатолия Шалагина «История Православия Чесменского района».

Из всех представленных икон св. Архангела Михаила, она особенно поражает своей духовной силой, мощью и красотой. Видно, что этот образ был написан настоящим мастером-иконописцем. Что интересно, иконописцы, проявляя глубокое христианское смирение, никогда не оставляли подписей на своих работах. Созидая во славу Божию, а не для своей славы. Казаки же нам оставили свои имена на представленных иконах. Не потому, что у них не было смирения. А просто следуя общей казачьей традиции. Здесь как бы происходит акт засвидетельствования этими казаками реальной чудесной помощи на войне конкретного святого, изображенного на иконе. Например, существует древняя русская православная традиция в храмах и монастырях, где находятся особые чудотворные святыни (мощи, иконы), делать записи в специальных книгах (тетрадях) о произошедшем чуде (спасения, исцеления) с указанием конкретных имен, фамилий, дат, мест проживания.

Надо отметить, что иконы в честь св. Архангела Михаила с именами казаков встречаются чаще других. И это не случайно. Это говорит об особом почитании св. Архангела Михаила среди людей воинского звания и в частности, у казаков ОКВ. Доказательством этому служит и большое количество храмов на территории ОКВ, посвященных Начальнику и Предводителю всех небесных сил.

На этой иконе следующая надпись: «Сея икона пожертвована казаками 10 полка в церковь Углицкого поселка Березиновской стан. ур. Василием Ведериным, Александром Старковым, Иоакимом Шеметовым, Петром Шеметовым, Семеоном Шеметовым, Михаилом Бобиным, Александром Вычкиным, Иваном и Андреем Костенковыми, Иваном Кожевниковым, Михаилом Евченковым, Моисеем и Яковом Шерстобитовыми, Федором, Алексеем, Гавриилом Томиловыми, Захаром Зайцевым, Иваном и Федором Старковыми, Андреем Костенковым, Степаном и Григорием Мельниковыми, Дмитрием Кровченковым, Семеном Кудрявцевым, Степаном Беринцевым, Сергием и Федором Горбуновыми, Яковом Летвиновым, Сергием Скрыльниковым. В 1914—1915 г.»[14].

И опять в этом списке есть самые настоящие герои. Самый первый в нём – урядник Василий Петрович Ведерин – полный Георгиевский кавалер (ГК 1-й ст. № 6892, ГК 2-й ст. № 17643, ГК 3-й ст. № 88437, ГК 4-й ст. № 235765, ГМ 4-й ст. № 432938). Александр Старков – дважды Георгиевский кавалер (ГК 3-й ст. № 88606, ГК 4-й ст. № 492022), Петр Шеметов (ЗОВО – знак отличия Военного Ордена 4-й ст. № 200312), Семен Шеметов (ГМ 4-й ст. № 350732), Михаил Матвеевич Бобин (ГМ 4-й ст. № 664201), Иван Костенков (ГМ 4-й ст. № 268410), Иван Кожевников — дважды Георгиевский кавалер (ГК 3-й ст. № 88607, ГК 4-й ст. № 492028), братья Иван Сергеевич Старков (ГМ 4-й ст. № 350732) и Федор Сергеевич Старков (ГК 3-й ст. № 25146, ГК 4-й ст., серебряная нагрудная медаль «За усердие» на Станиславской ленте), Степан Мельников (таких было два; один — 1-й ОКП, ГК 4-й ст. № 800…; другой – 16-й ОКП, ГК 4-й ст. № 200739), Григорий Мельников (серебряная нагрудная медаль «За усердие» на Станиславской ленте), Дмитрий Кровченков (или Кравченко — ГК 4-й ст. № 50847), Степан Васильевич Беринцев (или Биринцев – дважды Георгиевский кавалер — ГК 3-й ст. № 126…, ГК 4-й ст. № 235670), Сергий Горбунов (ГК 4-й ст. № 235786, ГМ 4-й ст. № 781834), Яков Литвинов (ГК 4-й ст. № 567394, ГМ 4-й ст. № 111845)[15].

Также в частном собрании в поселке Углицком Чесменского района находится и другая интересная икона в честь преподобного Серафима Саровского. В нижней части образа имеется следующая надпись: «От казаков Углицкой ст. 10 полка в пам. герм. войны»[16]. Святой Серафим Саровский чудотворец является одним из наиболее почитаемых и любимых святых русского народа. Надо думать, не просто так была пожертвована эта икона в Петропавловский храм Углицкого поселка местными казаками, прошедшими Первую мировую войну. Это значит, была реальная помощь на войне именно этого великого русского святого. Кстати, война с Германией началась 19 июля (по стар. стилю) 1914 г. — в день памяти святого Серафима Саровского.

Икона в честь преподобного Серафима Саровского пос. Углицкий Чесменского района. Из книги Анатолия Шалагина «История Православия Чесменского района».

Икона в честь преподобного Серафима Саровского пос. Углицкий Чесменского района. Из книги Анатолия Шалагина «История Православия Чесменского района».

На казачьем Круге в одной из станиц Троицкого отдела ОКВ — Кичигинской, была представлена старинная икона св. Георгия Победоносца, уцелевшая в одном из казачьих домов. На оборотной стороне иконы находится надпись с именами казаков Кичигинского поселка 18-го казачьего полка, прошедших Первую мировую войну. Тогда Кичигинский поселок относился к Нижнеувельской станице. Сохранность иконы хорошая, в надписи перечислены казаки, чьи фамилии и сейчас нередки среди кичигинцев: Кашигины, Сазоновы, Улановы, Угрюмовы, Кайгородовы, Шлыковы, Согрины и другие[17].

Образ Св. Георгия Победоносца из Кичигинской станицы.

Образ Св. Георгия Победоносца из Кичигинской станицы.


Оборот иконы св. Георгия Победоносца станица Кичигинская.

Надпись на обратной стороне иконы.

Казачий круг станица Кичигинская.

Ещё более старинная икона святого Георгия находится в Крестовоздвиженском храме Звериноголовской станицы Курганской области. На обратной стороне иконы имеется дарственная надпись от казаков отряда Алабугского Звериноголовской станицы, вернувшихся живыми с Русско-японской войны 1904—1905 гг.

Образ Св. Георгия Победоносца из Звериноголовской станицы.

Образ Св. Георгия Победоносца из Звериноголовской станицы.

Оборот иконы Св. Георгия Звериноголовская станица Курганской области.

Записано следующее: «Сей Святой образ сооружен в память Русско- японской войны казаками Отряда Алабугского Звериноголовской станицы Серафимом (Сергеем?) Невзоровым, Сергеем Баландиным, Иваном Замятиным, Иваном Баловниковым, Михаилом Коркиным, Михаилом Шмаковым, Иваном Садовщиковым, Николаем Капыловым. Сражавшимися на Дальнем Востоке в 1904—1905 гг.»[18].

В этом же храме находится еще одна замечательная казачья икона – восстановленный список Табынской Божьей Матери.

Икона Табынской Божьей Матери ст. Звериноголовская.

Икона Табынской Божьей Матери ст. Звериноголовская Курганской обл.

На тыльной стороне этой иконы записано: «Сея Святая Икона пожертвована казаками Звериноголовской станицы в Крестовоздвиженскую церковь 18-го полка Оренбургского казачьего войска в 1914 году. Подхорунжий: Николай Пономарёв. Старший медицинский фельдшер: Павел Федорович Головашов. Урядники: Михаил Сафронов, Иван Дуров, Иван Бухменов, Степан Головашов, Иван Андронов, Феоктист Пономарев. Казаки: Александр Логинов, Дмитрий Кустов, Федор Шеметов, Петр Кунтарев, Николай Популов Платон Титаков, Иван Абапаков, Петр Чернышов, Павел Головашов, Михаил Агеев, Василий Волосников, Григорий Абакумов, Николай Пензин, Петр Калганов, Петр Юрьевцев, Иван Лыткин, Георгий Пашков, Николай Лясовский, Николай Логинов, Михаил Викторов, Яков Павлуцкий, Леонид Ефимов, Иван Калганов, Александр Буганов. Степан Пономарев. Иван Кандалов, Иван Григорьев, Александр Кандалов, Александр Юрьевцев. Николай Сафронов, Александр Головашов, Александр Михайлов, Андрей Иванов, Василий Лыткин, Александр Крылов, Капитон Калганов, Михаил Кандалов, Петр Иванов, Иван Кандалов»[19].

В Крестовоздвиженском храме Звериноголовской станицы находится еще одна старинная икона в честь Покрова Божьей Матери, пожертвованная казаками в начале ХХ века. Внизу иконы подписано: 6-я сотня 12-го Оренбургского казачьего полка, станица Усть-Уйская и имена с фамилиями казаков-дарителей[20].

Образ Покрова Божьей Матери в Крестовоздвиженском храме Звериноголовской станицы. Фото Николая Павлова.

Образ Покрова Божьей Матери в Крестовоздвиженском храме Звериноголовской станицы. Фото Николая Павлова.

Все эти казачьи иконы времен Первой мировой войны были спасены в советские годы гонений на Церковь местными прихожанами упомянутых станиц и поселков. Образа уносили в свои дома верующие люди, в основном из казачьих семей, прятали и бережно хранили. Эти люди сохранили не только иконы, а самое главное — живую веру в Бога. И постарались передать этот высший духовный дар своим детям и потомкам. В 90-е годы ХХ века, когда повсюду в России стали возрождаться православные храмы, некоторые потомки казачьих семей вернули обратно святые иконы. Конечно же, лишь только малая их часть сохранилась до наших дней и возвращена в храмы. Большинство икон было варварски уничтожено представителями советской власти и бесследно исчезло. У каждого из этих образов своя неповторимая судьба. Здесь прослеживается добрая казачья традиция — жертвовать иконы в храмы в честь какого-то важного памятного события (в память Русско-Германской, Русско-Японской войн) и в честь конкретного святого, а также написание имен казаков-воинов на этих иконах. Можно обозначить примерный период их рождения (написания) – это 1914—1917 годы. Неизвестны имена иконописцев, имена всех людей, которые спасали эти иконы и скольких людей посредством их спас Бог. Но когда прикладываешься к таким иконам, чувствуется их намоленность, особая благодать и душа невольно ощущает священный трепет.

Из святых, изображенных на этих иконах, особенно интересен святой апостол Иоанн Богослов. Если святые Архистратиг Божий Михаил и великомученик Георгий – это традиционно самые почитаемые и известные покровители русского воинства и казачества. В их честь построено множество храмов по всей России. А вот апостола Иоанна Богослова не назовешь особо почитаемым в среде казачества. Однако на Первой мировой войне совершилось реальное чудо, помощь и заступничество этого великого святого, поэтому казаки Наследницкой станицы посчитали своим долгом отблагодарить и почтить его таким образом.

Таких случаев, как чудесное спасение казаков станицы Наследницкой, послужившее поводом для написания иконы св. апостола Иоанна Богослова, было немало в Первую мировую войну. Вот только мы, современные люди России, знаем о них или совсем мало, или совсем ничего.

В городе Верхнеуральске Челябинской области в величественном храме святителя Николая Чудотворца на северной стене висит интереснейшая икона. На ней отображено чудесное явление Божьей Матери русским воинам во время Первой мировой войны, о чем гласит надпись в верхней части иконы: «Чудесное явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августо́вских лесах». В нижней части иконы написано: «В память европейской войны 1914, 1915, 1916 г. от казаков Оренбургского 16 полка». На иконе изображена Богородица, держащая Богомладенца на левой руке, правой своей рукой указывающая путь или направление. Перед Божьей Матерью склонились на коленях и молятся русские воины. Эта икона сохранила для истории, для всех людей ныне живущих, великое чудо явления и заступничества Божьей Матери во время Первой мировой войны.

Икона явления Божьей Матери г. Верхнеуральск. Фото автора.

Икона явления Божьей Матери г. Верхнеуральск. Фото автора.

Оборот иконы явления Божьей Матери г. Верхнеуральск/

В 90-е годы ХХ века казаки Челябинского городского общества нашли и приобрели очень интересную икону. Размером примерно 60 на 50 см, она хорошо сохранилась и называется «Явление Божией Матери Оренбургским казакам в 1914 году». На ней хорошо видны оренбургские казаки, застывшие в окопах в святом восторге, созерцая спускавшийся к ним из облаков образ Богоматери[21].

Лишь недавно многие люди узнали о великом чуде Русско-Германской войны, послужившим поводом для написания этого типа икон. Это чудесное событие случилось на второй месяц войны, получило широкую огласку в светской и церковной печати в России и произвело большое воодушевление в войсках и в тылу. По рассказам русских воинов, в ночь на 1 (14) сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной Её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под городом Августо́в, ознаменовавшееся большой победой русских войск. В этом сражении ни один из свидетелей этого чудесного явления не погиб. Речь идёт о явлении Пресвятой Богородицы в 1914 г. русским воинам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября – 26 октября 1914 г.) и битвой под городом Августо́в Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши)[22].

С 1915 г. появляются первые иконописные изображения этого события. В разных губерниях России было создано немало икон с изображением этого чуда, получивших различные названия. Одно из наиболее часто встречающихся наименований — «Пресвятая Богородица Августовская». Написание большинства икон относится к 1915—1916 годам. В эти же годы неоднократно в различных городах России (Москве, Петрограде, Одессе) тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе и среди солдат и офицеров действующей армии[23].

Более двух лет — с сентября 1914 г. по ноябрь 1916 г. — Святейший Правительствующий Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В итоге 30 марта 1916 г. он принял решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»[24].

Революционный переворот в стране и последующий 70-летний период советской власти помешали официально закрепить в церковном календаре почитание этого типа икон, дать им точное название. Лишь спустя 92 года, 28 февраля 2008 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II-й благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь «Августо́вской» иконы Божией Матери. Дата чудесного явления была точно известна: 1 сентября по старому стилю — день церковного новолетия. Поэтому общецерковное празднование этой иконы и установлено совершать в этот день.[25]

На Урале известно несколько Августовских икон Божией Матери. Одна из них находится в городе Нижний Тагил, в храме во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Долгие годы икона пребывала в городском музее. В Пермском крае списки Августовской иконы сохранились до наших дней в г. Чердыни и в г. Перми. Другая Августовская икона Божией Матери ряд лет (в 90-х годах прошлого века) находилась в помещении Управления Екатеринбургской епархии в г. Екатеринбурге[26].

Августовская икона Божией Матери с подписью внизу «Явление Б.М.на войне». 1915 г. Из храма св. апостола Иоанна Богослова. Город Чердынь Пермского края.

Августовская икона Божией Матери с подписью внизу «Явление Б.М.на войне». 1915 г. Из храма св. апостола Иоанна Богослова. Город Чердынь Пермского края.

Один из образов Августо́вской Божией Матери хранится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии. Чтимая икона эта была написана 12 ноября 1915 г. по просьбе жен казаков, воевавших на фронтах Первой Мировой войны. Внизу иконы надпись: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии и спасении воинов…». Ниже указаны 52 имен казаков (без фамилий), свидетелей явления и дата написания иконы. Все эти казаки вернулись с войны живыми и без ранений. В благодарность за их возвращение казачки собрали деньги на эту икону. Начиная с конца 1915 г. и в течение почти 15 лет она находилась в единственной имевшейся в хуторе церкви — храме святителя Николая.[27] После того, как в 1992 г. Свято-Вознесенский Кременской монастырь был возвращён Русской церкви, икона пребывает здесь. Крестные ходы с иконой в наше время проходят по территории Клетского района, собирая множество верующих и фиксируя случаи исцеления больных людей.

Августовская икона Божией Матери из Свято-Вознесенского Кременского монастыря Волгоградской области.

Августовская икона Божией Матери из Свято-Вознесенского Кременского монастыря Волгоградской области.

Крестный ход с Августовской иконой Божией Матери.

Крестный ход с Августовской иконой Божией Матери из Свято-Вознесенского Кременского монастыря в Волгоградской области.

В донских краях сохранилось несколько икон Божией Матери, подобных той, что находится сейчас в Кременско-Вознесенском монастыре. Весьма характерна надпись в нижней части иконы, находящейся в одном из храмов на Дону: «Сия икона сооружена иждивением казачек станицы Ново-Александровской о здравии и спасении воинов Андрея, Домиана и Никифора.1914—1915 годы»[28].

Еще один старинный образ Августо́вской иконы Божией матери, особой покровительницы донских казаков, был найден в той же Волгоградской области в небольшом подвале, похожим на схрон. В нем обнаружили большую храмовую икону, завернутую в хорошо сохранившуюся ткань. По оценке экспертов, икона была написана в 1914 г. и некоторые считают ее первообразом, с которого стали писать копии (списки). Рассказывают, что этот образ иконописцам заказали жены донских казаков в память о чудесном спасении своих мужей из окружения в польском местечке Августо́в. Когда казачий отряд оказался в кольце неприятельских войск, и положение казалось безвыходным, казакам ночью было видение Божией Матери, Которая и указала им выход из окружения. На следующий день отряд пошел в указанном направлении и благополучно вышел к своим частям[29].

Атаман землячества казаков «Царицынской сторожевой линии» Владимир Головко рассказывает: «До нас дошло очень небольшое количество этих икон, поэтому каждая икона Божией Матери Августовская уникальна и, без преувеличения можно сказать, имеет огромную историческую ценность. Во время гонений на Церковь большинство этих икон было уничтожено. Был утрачен и первообраз. Об этой иконе снова вспомнили во время Второй мировой войны, когда Пресвятая Богородица снова стала являться русским воинам. Так, во время Сталинградской битвы в разгар сражения солдаты неоднократно видели Женщину в белых одеждах. Старые казаки говорили: «Наша икона где-то здесь. Она помогает своим». Неожиданно, в конце 2009 г., Августовскую икону Божьей матери, покровительницу донских воинов, отыскали в селе Мачеха Еланского района Волгоградской области. Старожилы утверждают, что икона принадлежала их земляку — участнику казачьего отряда начала прошлого века. В советские времена он спрятал и сохранил святыню в укромном месте. И вот случилось чудо! Прихожанка нашла её на месте разрушенного дровяного сарая. Икона была спрятана в неглубоком погребе. Краска на ней с годами потрескалась, требовалась рука реставратора. Но на удивление, лик Боматери и Богомладенца сохранились почти нетронутыми. Икона была передана отцу Кириллу, настоятелю храма Успения Пресвятой Богородицы Еланского района. 12 июня 2010 г. мэр города Волгограда Роман Гребенников и атаман Волгоградского землячества казаков «Царицынская сторожевая линия» Владимир Головко передали эту казачью икону «Августовская Божья Матерь» в Иоанно-Предтеченскую церковь города Волгограда. Два года над восстановлением образа трудились сестры Дубовского Свято-Вознесенского монастыря в своих реставрационных мастерских. С февраля 2012 г. святыня вернулась в храм св. Иоанна Предтечи[30].

Августовская икона Божией Матери из храма св. Иоанна Предтечи г. Волгограда.

Августовская икона Божией Матери из храма св. Иоанна Предтечи г. Волгограда.

Вот слова церковного тропаря в честь Августо́вской иконы Божией матери: «Днесь притецем верни, к Царице Богоматери, осеняеми Пречистыя Девы Образом, на воздусе русским воином явленным и путь победы указавшим, с верою к Ней взывавшим: «О, Пресвятая Владычице Богородице, воинство христолюбивое укрепи, землю Русскую и люди ея заступи, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша!»[31].

Почитание Августовской иконы Божией Матери в храме св. Иоанна Предтечи г. Волгограда.

Почитание Августовской иконы Божией Матери в храме св. Иоанна Предтечи г. Волгограда.

Существовала древняя традиция, когда перед поединком или сражением русские воины клали мечи перед иконой, молились и просили: «Боже, не дай свершиться неправде!». На мечах насекали: «Если Бог за нас, кто против нас?»[32]. Эти слова св. апостола Павла прекрасно знали казаки и свято носили в своих сердцах. Эти слова вдохновляли их на великие победы, подвиги и самопожертвования. Неслучайно казаки ОКВ прославились в Первой мировой войне и всех других войнах своим героизмом, отвагой и мужеством. Многочисленные иконы и их священное почитание в казачьей среде, великие подвиги, отвага и доблесть казаков, проявленная во всех войнах за Отечество, служат ярким свидетельством их глубокой веры и их великой христианской культуры.


Примечания:

[1] Чернавский Н.М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. — Вып.1. — Оренбург: Типография Оренбургской Духовной Консистории,1900. С.99.

[2] Шибанов Н.С. Российское казачество. — Челябинск: ЗАО «Челябинская межрайонная типография», 2006. С.192-193.

[3] Ганин А.В. Атаман А.И. Дутов. — Москва: Центрполиграф, 2006. С.19.

[4] Алексеев С.В. Зримая истина. — Санкт-Петербург: Ладан, Троицкая школа, 2006. С.6,16.

[5] Бешенцев В.Г., Завершинский В.И., Козлов Ю.Я., Семенов В.Г., Шалагин А.В. Именной справочник казаков ОКВ, награжденных государственными наградами Российской Империи. — Челябинск: Край Ра, 2015. С.215-223.

[6] Алексеев С.В. Зримая истина. — Санкт-Петербург: Ладан, Троицкая школа, 2006. С.145-149.

[7] Бешенцев В.Г., Завершинский В.И., Козлов Ю.Я., Семенов В.Г., Шалагин А.В. Именной справочник казаков ОКВ, награжденных государственными наградами Российской Империи. — Челябинск: Край Ра, 2015. С.224-230.

[8] Шевченко У. Магнитогорец нашел в подвале старинную икону Архангела Михаила //Комсомольская правда.25.06.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu- www.woa/wa/Main?level1=authors&userid =763

[9] Каньшина А. По семейным обстоятельствам. // Магнитогорский металл.24.06.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu- www.woa/wa/Main?level1=authors&userid =763

[10] Козлов Ю.Я. В верховьях Урала.1743—1917. — Челябинск: Книга, 2008. С.167.

[11] Там же. С.167-169.

[12] Бешенцев В.Г., Завершинский В.И., Козлов Ю.Я., Семенов В.Г., Шалагин А.В. Именной справочник казаков ОКВ, награжденных государственными наградами Российской Империи. — Челябинск: Край Ра, 2015. С.206-214.

[13] Козлов Ю.Я. Краткие сведения о церквях, существовавших до начала 30-х годов XX века на территории современного Агаповского района Челябинской области.

[14] Шалагин А. История православия Чесменского района. — Челябинск, 2013. С.77.

[15] Бешенцев В.Г., Завершинский В.И., Козлов Ю.Я., Семенов В.Г., Шалагин А.В. Именной справочник казаков ОКВ, награжденных государственными наградами Российской Империи. — Челябинск: Край Ра, 2015. С.134-145.

[16] Шалагин А. История православия Чесменского района. — Челябинск, 2013. С.79.

[17] http://kultcentr.ru/eshe-odna-polkovskaya-icona

[18] http://www.kurgangen.ru/photos/thumbnails.php?album=357

[19] http://www.kurgangen.ru/photos/thumbnails.php?album=357

[20] http://www.kurgangen.ru/photos/thumbnails.php?album=357

[21] Шибанов Н.С. Казачья заступница и покровительница: Табынская икона Божией Матери//Оренбургское казачье войско: Сб.науч.тр./Челябинский государственный университет. — Челябинск, 1997. С.169-182.

[22] Фарберов А.И. Заступничество Богородицы за русских воинов в Великую войну 1914 года. Августовская икона Божией Матери. — Москва: Ковчег, 2010. С.10.

[23] Там же. С.10-11.

[24] Там же. С.194.

[25] Там же. С.11.

[26] Там же. С.234-235.

[27] Там же. С.215-221.

[28] Там же. С.222.

[29] Там же. С.223.

[30] http://gg34.ru/news/society/9380—2012-09-09-16-42-24.html

[31] Фарберов А.И. Заступничество Богородицы за русских воинов в Великую войну 1914 года. Августовская икона Божией Матери. — Москва: Ковчег, 2010. С.265.

[32] Шибанов Н.С. Российское казачество. — Челябинск: ЗАО «Челябинская межрайонная типография», 2006. С.167.

Loading

Поделиться этой записью