Казачьи иконы в память Русско-германской войны. Александр Ярошецкий

/ Январь 11, 2019/ Казачество и купечество до революции 1917 г./ 0 комментариев

Александр Ярошецкий

Казачьи иконы в память Русско-германской войны.

Как отметил в своей книге известный уральский историк Н. М. Чернавский, уроженец Полтавского казачьего поселка: «По своей сущности, казачество представляло из себя род религиозного братства, которое, устроив свою жизнь на строго религиозных началах, крепко берегло свободу и неприкосновенность своей веры.… Русские шли на рать не только в защиту себя по чувству самосохранения, но и для охраны своей веры, будучи воодушевляемы, между прочим, религиозными мотивами и придавая самой борьбе священный характер»[1].

Одним из самых главных факторов, объединявших, скреплявших и вдохновлявших православных казаков на борьбу с врагами Отечества была вера христианская, вытекающие из нее духовно-нравственные ценности, обычаи и традиции. Среди христианских традиций особое место занимает в казачестве иконопочитание. По православному русскому обычаю, уходя в военный поход, казаки брали с собой небольшую иконку, ладанку. Рядом с крестом на груди носили образок Божьей Матери. Перед битвой казаки от всей души молились Богу перед иконами. Находясь в доме, шалаше или палатке, казак в переднем углу помещал святые образа[2].

В докладе о результатах командировки в 1902 г. в Оренбургское казачье войско (ОКВ) начальник Главного управления казачьих войск генерал-лейтенант П.О. Щербов-Нефедович отмечал, что оренбургские казаки — «народ здоровый и крепкий; в обращении – довольно добродушный и приветливый, в сношениях с начальством – послушный и достаточно почтительный. Православное население отличается своей набожностью; в каждой избе, даже и у бедного хозяина, имеются несколько образов, а у зажиточных казаков образами увешана иногда целая стена в чистой комнате…»[3].

Икона (греч. «образ») – это откровение Божие в линиях и красках, это окно, через которое проникает в душу человека отсвет Мира Божия, это посредник и проводник между миром Небесным и миром земным, это средство общения с Богом и Его святыми, это особый таинственный язык Божьих символов. С древности иконы служили своего рода Библией для неграмотных. Почитая святые иконы, православные христиане всю меру своего молитвенного усердия направляют не на предмет – доску и краски, а на того, кто стоит за предметом – на Бога и Его святых – через образ к первообразу[4].

Одной из святынь храма в честь святого благоверного князя Александра Невского Наследницкого поселка Брединского района Челябинской области является старинный образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Интересна и удивительна история, связанная с появлением здесь этой иконы. Иван Григорьевич Баннов, житель Наследницкого поселения, рассказывал: «Наши казаки попали в окружение и одному из них было видение, появился старец и указал рукой в определенное направление. Выбрав это направление, казаки действительно вышли из окружения. Этот старец был «Апостол любви», святой Иоанн Богослов. После спасенные казаки заказали написать икону св. Иоанна Богослова в знак благодарности Богу, а также этому апостолу и пожертвовали ее в свою Наследницкую станицу, в местный храм. Икону разместили в иконостасе». Этой иконе уже более 100 лет и она до сих пор хорошо сохранилась. В настоящее время находится в возрожденном Александро-Невском храме не в иконостасе, а отдельно, на западной стене.

Икона Иоанна Богослова пос. Наследницкий Брединского района. Фото автора.

Икона Иоанна Богослова пос. Наследницкий Брединского района. Фото автора.

В нижней части этой иконы следующая надпись: «(…) икона в память Русско-Германской войны казаки 21-й сотни Павел Воровщиков, Матвей Кадышников, Александр Латков, Александр Ширяев(?), Александр Щетинин, Петр Куринин, Сергей Деревсков, Стефан Шилин, Максим Клюшин, Александр Степанов, Павел Коновалов, Павел(?) Степанов, Василий Челяев, Александр Новгородов, Николай Романов, Яков Николаев, Андрей Шишкин, Николай Романов, Семен Степанов, Николай Копытов, Семен Игнатьев, Иван Николаев, Гавриил Круглов, Андрей Егоров». Всего 24 человека.

Некоторые из этого списка казаков были не просто участниками Первой мировой войны, но и героями, доблестными воинами, отмеченными государственными наградами. Это Павел Воровщиков (1-й ОКП, Георгиевская медаль (ГМ) 4-й степени № 328678), Александр Никитич Щетинин (15-й ОКП, Георгиевский Крест (ГК) 4-й степени № 122621), Александр Степанов (1-й ОКП, ГК 4-й степени № 25177), Иван Николаев (таких было двое: 1. Иван Николаев – 9-й ОКП, ГК 3-й степени № 569142, ГК 4-й степени № 492044; 2. Иван Никитич Николаев – 15-й ОКП, ГК 4-й степени № 473896)[5].

В возрожденном Свято-Никольском храме села Николаевки Варненского района Челябинской области находится очень много старинных икон. И только на одной из них, в честь св. Архистратига Божия Михаила, в нижней части есть надпись: «Жертвована икона в память германской войны 1914 года казаками Николаевского поселка 20-й (?) сотни, идущие в полк Витебска(?): Александр Иванов, Димитрий Иванов, Димитрий Калугин, Яков Иванов, Александр Любимов, Андрей Тельминов (?), Николай Енбахтов, Илия Рыбаков, Федор Бочкарев, Константин Усолцев, Иван Никитин, Луп Енбахтов, Михаил Бочкарев, Петр Пьянков, Петр Митусов, Василий Скочков, Кир Скочков, Иван Любимов, Димитрий Гордеев, Михаил Киселев (?), Николай Иванов». Всего 21 человек.

Икона Архангела Михаила с. Николаевка Варненского района. Фото автора.

Икона Архангела Михаила с. Николаевка Варненского района. Фото автора.

Николаевские казаки особо молились св. Архангелу Михаилу, призывали его на помощь во время войны и он охранял от всех бед. Не случайно именно в честь этого великого святого Покровителя они пожелали написать икону и пожертвовать в родной храм. Эта икона находится на западной стене храма, справа от входа в него.

Вообще, изображения Ангелов (греч. «вестники») в православной традиции – это в первую очередь особый язык духовных символов, которые должны передавать не столько внешний вид, а идею Ангелов как посланцев, вестников Божиих и защитников людей. Облик прекрасного юноши – это символ духовной красоты и совершенства; крылья – символ быстроты и всепроникновенности; посох (мерило) – символ посланничества; огненный меч – символ духовного оружия, наказания и защиты; зерцало (зеркало) – диск (или прозрачная сфера) в руке Архангела с монограммами Иисуса Христа (или Его Образом, или словом «Свят») – это и символ предвидения, предначертания от Бога, и знак отражения Господа, и символ мироздания (земного шара)[6].

В возрожденном храме в Бредах Челябинской области (бывшем Михайло-Архангельском) находится старинная икона св. великомученика и победоносца Георгия. В нижней части этого образа следующая надпись: «Жертвована икона в память Русско-Германской войны казаками 15-го полка поселка Брединского 19… года». Как рассказали прихожане Брединской церкви, этот образ святого Георгия в 90-е годы прошлого века нашел на помойке один человек и принес в возрождающийся храм.

Икона Георгия Победоносца с. Бреды. Фото предоставлено Алексеем Зелениным.

Икона Георгия Победоносца с. Бреды. Фото предоставлено Алексеем Зелениным.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Варне Челябинской области находится старинная икона св. Архангела Михаила, расположенная на клиросном балконе. Её передали в храм потомки казаков из села Катенино, которые живут сейчас в райцентре Варна.

Икона Архангела Михаила в с. Варна. Фото предоставлено иеромонахом Лаврентием (Мясниковым).

Икона Архангела Михаила в с. Варна. Фото предоставлено иеромонахом Лаврентием (Мясниковым).

Внизу иконы следующая надпись: «Жертвована икона в память Русско-Германской войны. Казаками 20-й сотни Катенинского поселка. Кав. Г.Гладских, Т.Сафонов, А.Репников, Т. Репников, П. Заволищин, П. Старченков, Г. Попов, Г. Лынов, И. Гладских, М. Говорухин, Л. Пальчиков, Ф. Студеникин, Л. Елфимов, А. Говорухин, Ф. Заволищин, К. Сафонов, Г. Рекунов, В. Рекунов, П. Мальцев, В. Коннов, Г. Ширяев, Я. Ушаков, Г. Заволищин, С. Седельников, Г. Чирков, Н. Седельников, П. Шадских, П. Маслихов, Т. Салищев (?), Д. Утицких, П. Мальцев(?)». Всего 31 человек.Икона Архангела Михаила в с. Варна. Жертвована икона в память Русско-Германской войны.

К сожалению, в этом списке катенинских казаков вместо имен записаны инициалы, что затрудняет их опознание. Первый по порядку – Г. Гладских. Возможно – это дважды Георгиевский кавалер Григорий Тимофеевич Гладских (15-й ОКП, ГК 3-й ст. № 17591, ГК 4-й ст. № 109008). Третий по списку – А. Репников. Возможно – это Александр Репников (9-й ОКП, ГК 4-й ст. № 50822). Н. Седельников – это видимо Николай Егорович Седельников (15-й ОКП, ГК 4-й ст. № 17596). 28-й по списку — П. Маслихов. Таких было двое. Петр Маслихов (5-й ОКП, ГМ 4-й ст. № 371702) и Полиевкт Иванович Маслихов (15-й ОКП, ГК 4-й ст. № 794071)[7].

Ещё одна икона, сохранившая имена и фамилии казаков ОКВ, сражавшихся на Первой мировой войне. Это образ св. Архистратига Божия Михаила, пожертвованный казаками Черниговского поселка в местный Михайло-Архангельский храм.

Икона св. Архистратига Божия Михаила из пос. Черниговский Агаповский район. Фото предоставлено краеведом Юрием Яковлевичем Козловым.

Икона св. Архистратига Божия Михаила из пос. Черниговский Агаповский район. Фото предоставлено краеведом Юрием Яковлевичем Козловым.

На обратной стороне иконы написано: «Сия св. икона сооружена в память войны 1914—1915 года казаками 16-го Оренб. полка 2-й сотни и пожертвована в церковь Черниговского поселка. Уряд. (урядниками) Захаром Кожевниковым, Павлом Коробовым, Димитрием Ласиковым. Пр. (приказным) Феодором Поповым. Тр.(трубачом) Василием Батуриным. Каз. (казаками) Петром Морозовым, Иоанном Князевым, Григорием Князевым, Димитрием Спиридоновым, Мефодием Кожевниковым, Ефимием Кожевниковым, Павлом Черепановым, Феодором Рукиным, Артемием Тамиловым». Всего 14 человек.Обратная сторона иконы св. Архангела Михаила из пос. Черниговский Агаповский район.

Здесь интересная особенность. Эти казаки пожелали, чтобы их имена записали не на лицевой стороне иконы, а с обратной стороны. Это говорит об их смирении, скромности. А между тем многие из них самые настоящие герои, награжденные Георгиевскими Крестами и медалями. Это урядник Захар Кожевников, дважды Георгиевский кавалер (ГК 3-й степени № 80311, ГК 4-й степени № 44808, ГМ 3-й степени № 122430, ГМ 4-й степени № 183188), урядник Павел Коробов, дважды Георгиевский кавалер (ГК 3-й степени № 194581, ГК 4-й степени № 405751), приказный Феодор Попов (ГМ 4-й степени № 699293), казак Петр Морозов (ГК 4-й степени № 302072), казак Иоанн Князев (ГМ 4-й степени № 200736), казак Димитрий Спиридонов (ГК 4-й степени № 470619), казак Мефодий Кожевников, дважды Георгиевский кавалер (ГК 3-й степени № 33213, ГК 4-й степени № 48188).

Этот образ был чудесно обнаружен в ходе ремонтных работ в конце мая 2012 г. в одном из старых домов жителем г. Магнитогорска Юрием Дудкиным, разливщиком стали кислородно-конверторного цеха ОАО «ММК». Юрий Дудкин рассказывает: «Друзья попросили меня помочь с ремонтом помещения в подвале одного жилого дома. Я взял с собой сына. Когда разгребали хлам, увидели в полу дыру, забитую широким деревянным щитом. Оторвали его гвоздодером. Дерево старое, в руках рассыпается. Я хотел сразу выбросить, а Дима говорит: «Папа, смотри, тут чьи-то глаза!». Протерли тряпкой, а там Архангел Михаил с крыльями и огненным мечом в руке. На обратной стороне обнаружился список фамилий и надпись, что икона изготовлена для Черниговского храма по заказу казаков 2-й сотни 16-го Оренбургского казачьего полка, которые уходили на войну. Я сначала хотел ее в Черниговскую церковь отвезти. Это недалеко от нас, в Агаповском районе. Но потом выяснил, что храм этот разрушили много лет назад. Видимо, именно тогда кто-то спас образ Архангела Михаила и привез в город». Святыня серьезно пострадала от времени и неподобающих условий, в которых она пребывала, но не потеряла своей духовной силы, красоты и величия. Два года она пролежала дома у Юрия, потом он написал о находке на сайты магнитогорского и окружного казачества, и с обоих откликнулись. Далее решил передать находку казакам Оренбургского войскового казачьего общества (ОВКО) в г. Екатеринбург, посчитав, что у них больше возможностей, чтобы провести реставрацию[8]. Торжественная передача иконы состоялась в День России, 12 июня 2014 г. в екатеринбургском Храме-на-Крови — войсковом храме Оренбургского казачьего войска (на фото внизу). Здесь её будут хранить и использовать для торжественной службы на казачьих мероприятиях[9].

Торжественная передача иконы 12 июня 2014 г. в екатеринбургском Храме-на-Крови. Юрий Дудкин – в верхнем ряду, второй справа от иконы.

Торжественная передача иконы 12 июня 2014 г. в екатеринбургском Храме-на-Крови. Юрий Дудкин – в верхнем ряду, второй справа от иконы.

Сохранилась еще одна икона св. Архангела Михаила, пожертвованная казаками Черниговского поселка 10-го полка ОКВ в свой храм. Этот образ от уничтожения был спасен казачьей семьей Морозовых и много десятков лет пролежал на чердаке дома в Черниговском поселке. В нижнем поле иконы имеется надпись: «Жертвована икона в память Русско-Германской войны в поселок Черниговский казаками 10-го полка …», и далее указаны фамилии и инициалы 25-ти казаков. Икона пострадала от времени и одна из фамилий казаков ныне утрачена. Среди тех, кто указан – казаки, вернувшиеся с войны и те, кто погиб на ее фронтах[10]. На тот момент, когда казаки пожелали заказать-написать икону и пожертвовать в свой родной храм, видимо, все они были еще живы. И здесь также много героев, отмеченных государственными наградами.

Икона св. Архангела Михаила пос. Черниговский. Фото предоставлено краеведом Юрием Яковлевичем Козловым.

Икона св. Архангела Михаила пос. Черниговский. Фото предоставлено краеведом Юрием Яковлевичем Козловым.

Первым указан С. Берестин (в списках 10-го полка значится старший урядник Степан Берестин, дважды Георгиевский кавалер, ГК 3-й степени № 109976, ГК 4-й степени № 235354). И. Рощепкин (в приказах о награждении казаков 10-го полка значится старший урядник Илья Алексеевич Рощепкин, трижды Георгиевский кавалер, ГК 2-й степени № 22242, ГК 3-й степени, ГК 4-й степени № 50848). Ф. Рукин (возможно, имя и отчество – Федор Филиппович). Д. Рукин (из документов 10-го полка известен Дмитрий Петрович Рукин, погибший в бою в 1915 г.). И. Рощепкин (известен Илларион Рощепкин, 1-й ОКП, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 664213 и серебряной нагрудной медалью «За усердие» на Станиславской ленте). А. Распопов (в списках награжденных Георгиевским крестом значится Антон Распопов, ГК 4-й степени № 401036). Л. Попов (известен Леонтий Попов, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 350740). С. Рукин (в списках награжденных Георгиевским крестом– приказный Степан Рукин, 1 ОКП, ГК 4-й степени № 800656). Н. Горбунов (известен Никита Горбунов, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 782247). Морозов. Инициал имени утрачен (в списках 10-го полка значатся Василий и Прокопий Морозовы, оба погибшие в боях в 1914—1915 гг.; Василий Морозов, ГМ 4-й степени № 656755). С. Лопатин (известен Семен Лопатин, 1-й ОКП, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 664215). К. Вязников (в списках 10-го полка значатся – Ксенофонт и Константин Вязниковы). Е. Третьяков (возможно Евграф Третьяков, убитый в бою в 1915 г.). Иванов. Инициал имени утрачен (возможно, Захар Иванов, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 575296). В.Хлебников (в списках награжденных Георгиевским крестом значится Василий Хлебников, дважды Георгиевский кавалер, ГК 3-й степени № 40141, ГК 4-й степени № 401969). Н. Верхошенцев (в списках награжденных Гергиевским крестом есть Нестор Верхошенцев, ГК 4-й степени № 401984)[11]. П. Шулепов (известен Петр Шулепов, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 575045). Е. Носков (известен Ефим Носков, награжденный Георгиевской медалью 4-й степени № 782236)[12].

Святой Архистратиг Небесных Сил Михаил является покровителем Черниговского поселка и его жителей. Чувствуя с этим великим защитником православного воинства живую духовную связь и глубоко почитая его, казаки данного поселка, 10-го и 16-го полков ОКВ, обе иконы заказали написать именно в честь него, в память о Русско-Германской войне.

Деревянный храм в честь Архангела Михаила в Черниговском поселке был построен за два года на средства местных казаков и освящен в 1865 г. По описи 1931 г. в Черниговском храме имелось в иконостасе 20 икон, в алтаре – 13 икон, в киотах – 4 иконы, в честь двунадесятых праздников – 12 икон, в остальных частях церкви – 60 икон[13]. Всего 109 икон! Где сейчас всё это духовное богатство? Как храм, так и большинство икон было уничтожено в лихие советские годы. Найденный образ св. Архангела Михаила ждет своего часа и долже