Казачьи иконы в память Русско-германской войны. Александр Ярошецкий

/ Январь 11, 2019/ Казачество и купечество до революции 1917 г./ 0 комментариев

Александр Ярошецкий

Казачьи иконы в память Русско-германской войны.

Как отметил в своей книге известный уральский историк Н. М. Чернавский, уроженец Полтавского казачьего поселка: «По своей сущности, казачество представляло из себя род религиозного братства, которое, устроив свою жизнь на строго религиозных началах, крепко берегло свободу и неприкосновенность своей веры.… Русские шли на рать не только в защиту себя по чувству самосохранения, но и для охраны своей веры, будучи воодушевляемы, между прочим, религиозными мотивами и придавая самой борьбе священный характер»[1].

Одним из самых главных факторов, объединявших, скреплявших и вдохновлявших православных казаков на борьбу с врагами Отечества была вера христианская, вытекающие из нее духовно-нравственные ценности, обычаи и традиции. Среди христианских традиций особое место занимает в казачестве иконопочитание. По православному русскому обычаю, уходя в военный поход, казаки брали с собой небольшую иконку, ладанку. Рядом с крестом на груди носили образок Божьей Матери. Перед битвой казаки от всей души молились Богу перед иконами. Находясь в доме, шалаше или палатке, казак в переднем углу помещал святые образа[2].

В докладе о результатах командировки в 1902 г. в Оренбургское казачье войско (ОКВ) начальник Главного управления казачьих войск генерал-лейтенант П.О. Щербов-Нефедович отмечал, что оренбургские казаки — «народ здоровый и крепкий; в обращении – довольно добродушный и приветливый, в сношениях с начальством – послушный и достаточно почтительный. Православное население отличается своей набожностью; в каждой избе, даже и у бедного хозяина, имеются несколько образов, а у зажиточных казаков образами увешана иногда целая стена в чистой комнате…»[3].

Икона (греч. «образ») – это откровение Божие в линиях и красках, это окно, через которое проникает в душу человека отсвет Мира Божия, это посредник и проводник между миром Небесным и миром земным, это средство общения с Богом и Его святыми, это особый таинственный язык Божьих символов. С древности иконы служили своего рода Библией для неграмотных. Почитая святые иконы, православные христиане всю меру своего молитвенного усердия направляют не на предмет – доску и краски, а на того, кто стоит за предметом – на Бога и Его святых – через образ к первообразу[4].

Одной из святынь храма в честь святого благоверного князя Александра Невского Наследницкого поселка Брединского района Челябинской области является старинный образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Интересна и удивительна история, связанная с появлением здесь этой иконы. Иван Григорьевич Баннов, житель Наследницкого поселения, рассказывал: «Наши казаки попали в окружение и одному из них было видение, появился старец и указал рукой в определенное направление. Выбрав это направление, казаки действительно вышли из окружения. Этот старец был «Апостол любви», святой Иоанн Богослов. После спасенные казаки заказали написать икону св. Иоанна Богослова в знак благодарности Богу, а также этому апостолу и пожертвовали ее в свою Наследницкую станицу, в местный храм. Икону разместили в иконостасе». Этой иконе уже более 100 лет и она до сих пор хорошо сохранилась. В настоящее время находится в возрожденном Александро-Невском храме не в иконостасе, а отдельно, на западной стене.

Икона Иоанна Богослова пос. Наследницкий Брединского района. Фото автора.

Икона Иоанна Богослова пос. Наследницкий Брединского района. Фото автора.

В нижней части этой иконы следующая надпись: «(…) икона в память Русско-Германской войны казаки 21-й сотни Павел Воровщиков, Матвей Кадышников, Александр Латков, Александр Ширяев(?), Александр Щетинин, Петр Куринин, Сергей Деревсков, Стефан Шилин, Максим Клюшин, Александр Степанов, Павел Коновалов, Павел(?) Степанов, Василий Челяев, Александр Новгородов, Николай Романов, Яков Николаев, Андрей Шишкин, Николай Романов, Семен Степанов, Николай Копытов, Семен Игнатьев, Иван Николаев, Гавриил Круглов, Андрей Егоров». Всего 24 человека.

Некоторые из этого списка казаков были не просто участниками Первой мировой войны, но и героями, доблестными воинами, отмеченными государственными наградами. Это Павел Воровщиков (1-й ОКП, Георгиевская медаль (ГМ) 4-й степени № 328678), Александр Никитич Щетинин (15-й ОКП, Георгиевский Крест (ГК) 4-й степени № 122621), Александр Степанов (1-й ОКП, ГК 4-й степени № 25177), Иван Николаев (таких было двое: 1. Иван Николаев – 9-й ОКП, ГК 3-й степени № 569142, ГК 4-й степени № 492044; 2. Иван Никитич Николаев – 15-й ОКП, ГК 4-й степени № 473896)[5].

В возрожденном Свято-Никольском храме села Николаевки Варненского района Челябинской области находится очень много старинных икон. И только на одной из них, в честь св. Архистратига Божия Михаила, в нижней части есть надпись: «Жертвована икона в память германской войны 1914 года казаками Николаевского поселка 20-й (?) сотни, идущие в полк Витебска(?): Александр Иванов, Димитрий Иванов, Димитрий Калугин, Яков Иванов, Александр Любимов, Андрей Тельминов (?), Николай Енбахтов, Илия Рыбаков, Федор Бочкарев, Константин Усолцев, Иван Никитин, Луп Енбахтов, Михаил Бочкарев, Петр Пьянков, Петр Митусов, Василий Скочков, Кир Скочков, Иван Любимов, Димитрий Гордеев, Михаил Киселев (?), Николай Иванов». Всего 21 человек.

Икона Архангела Михаила с. Николаевка Варненского района. Фото автора.