«Троицко-Орская ж. -д. при Советской власти». Евгений Каюков

/ Апрель 12, 2018/ Строительство и становление г. Карталы и станции./ 0 комментариев

Троицко-Орская ж. -д. в 20-е годы

Троицко-Орская ж. -д. в 20-е годы перешла в активную фазу строительства. В 1925—1926 финансовом году на строительстве Троицко-Орской железной дороги было освоено 2 млн., в 1926—1927 — 4 млн. руб. На 1928 г. НКПС выделил 6,5 млн. руб. для строительства участков Бреды — Теренсай и Карталы — Магнитная.

Программа железнодорожного строительства на 1928 год предусматривала достройку полотна на участке Карталы — Бреды. На 1928 год оставалось устранить недоделки, произвести балластировку, выполнить строительство мостов через реки Камыслы-Аят (или Камысты-Аят, Камышлы-Аят), Карагайлы-Аят (или Арчаглы-Аят), отсыпку полотна и укладку пути от Бредов до Теренсая, строительство водостоков гражданских сооружений и т.д. Всего на 1928 год было выделено 6,5 миллионов рублей. Работы на строительстве железных дорог развернулись в апреле. В мае работало 1703 человека, июне — 7463, июле — 8050, августе — 8076, в сентябре — 8347.

С 4 по 8 сентября 1928 года состоялся съезд строителей Троицко-Орской железной дороги. Основной доклад на нём сделал начальник строительства инженер Маковский. Было констатировано, что работы продвигаются согласно плану. К первому сентября земляные работы были выполнены на 90 процентов, каменная кладка искусственных сооружений — на 77, кладка арочных мостов — на 62, балластировка — на 93, путевые здания — на 35 процентов. К сентябрю фермы железобетонных мостов были готовы и требовалось только доставить их к месту строительства.

Карта Троицко-Орской ж.-д., 1928 г.

Карта Троицко-Орской ж. -д., 1928 г.

К моменту открытия съезда строителей Троицко-Орской железной дороги было перевезено 17 тысяч пассажиров, 203 тысячи тонн стройматериалов (план 136 тысяч). Съезд наметил меры, направленные на выполнение плана 1928 года. Эти меры включали сокращение простоев вагонов, улучшение жилищных и бытовых условий строителей, соблюдение трудового законодательства (обеспечение 42-часовой рабочей недели) и т. д. Съезд принял решение и обязал руководство строительством решить вопросы подготовки проектно-сметной документации на 1929 год в сжатые сроки.

Меры, принятые съездом, были своевременными и эффективными. План 1928 года строителями Троицко-Орской был успешно выполнен. Вместо 6,5 было освоено 6,93 миллиона рублей. 30 сентября 1928 г. была торжественно открыта станция Айдырля.

Рабочие станции Айдырля, 1930 г.

Рабочие станции Айдырля, 1930 г.

1928 год показал, что несмотря на тщательную подготовку, стройка испытывала трудности с кадрами. Особенно не хватало чернорабочих. И хотя в качестве чернорабочих на стройке трудилось свыше тысячи человек из Карталов, Бредов и других поселков, рабочих рук не хватало. Партийные и советские организации принимали меры по оказанию помощи строителям.

Строительство выемок, насыпей, укладка пути

Большинство фото, представленных ниже вашему вниманию — это фотографии авторства Ткачёва Александра Дмитриевича (24.08.1903 — 12.10.1942 гг.), любезно предоставлены его правнуком Николаем Игнатьевым. Александр Дмитриевич погиб во время ВОВ, попав в немецкий плен вместе с брошенной командованием почти 100-тысячной группировкой наших войск под Севастополем. Весь его батальон числится пропавшим без вести в полном составе. Фото сделаны в период 1927—1929 гг. Его трудовая книжка:

Ткачёв Александр Дмитриевич трудовая книжка.

Трудовая книжка Ткачёва Александра Дмитриевича.

Весна, отвод воды из выемки, 1929 г. Троицко-Орская ж.-д.

Весна, отвод воды из выемки, 1929 г. Троицко-Орская ж. -д.


Возобновление работ после зимы на строительстве Троицко-Орской ж.-д., 1929 г.

Возобновление работ после зимы на строительстве Троицко-Орской ж. -д., 1929 г.


Работа по сооружению выемки на строительстве Троицко-Орской ж.-д., 1929 г.

Работа по сооружению выемки на строительстве Троицко-Орской ж. -д., 1929 г.


Сооружение насыпи на мост грабарями, 1929 г. Троицко-Орская ж.-д.

Сооружение насыпи на мост грабарями, 1929 г. Троицко-Орская ж. -д.


Строительство насыпи вблизи населённого пункта, на заднем плане видны две мельницы. Троицко-Орская ж.-д., 1929 г.

Строительство насыпи вблизи населённого пункта, на заднем плане видны две мельницы. Троицко-Орская ж. -д., 1929 г.


Выгрузка шпал, 1929 г. Троицко-Орская ж.-д.

Выгрузка шпал, 1929 г. Троицко-Орская ж. -д.


Укладка рельсов, 1929 г. Троицко-Орская ж.-д.

Укладка рельсов, 1929 г. Троицко-Орская ж. -д.


Отсыпка пути, 1929 г. Троицко-Орская ж.-д.

Отсыпка пути, 1929 г. Троицко-Орская ж. -д.


Верблюды на строительстве Троицко-Орской ж.-д., 1929 г.

Верблюды на строительстве Троицко-Орской ж. -д., 1929 г.

В 1929 г. на строительство было выделено 12,5 млн. руб. Линия Карталы — Магнитная построена на 40 дней раньше срока. На завершающем этапе работ укладка рельсов производилась силами железнодорожного полка Красной Армии.

30 июня 1929 г. прибыл первый поезд по новой железнодорожной линии на Магнитострой. Об этом читайте здесь:

Строительство ж.д. Карталы-Магнитная и прибытие первого поезда на ст. Магнитогорская, 1929 г.

Строительство временных деревянных мостов для открытия рабочего движения

Постройка временного деревянного моста, 1928 г. Троицко-Орская ж.-д.

Постройка временного деревянного моста, 1928 г. Троицко-Орская ж. -д.


Приёмка временного деревянного моста, 1928 г. Троицко-Орская ж.-д.

Приёмка временного деревянного моста, 1928 г. Троицко-Орская ж. -д.


Постройка временного деревянного моста. Одновременно сооружён настил для переправы грабарей с телегой и лошадью на другой берег реки, 1928 г. Троицко-Орская ж.-д.

Постройка временного деревянного моста. Одновременно сооружён настил для переправы грабарей с телегой и лошадью на другой берег реки, 1928 г. Троицко-Орская ж. -д.


Деревянный мост 1927 г. постройки. Слева виден семафор, перед мостом стоит бочка для заправки паровозов водой из реки. Троицко-Орская ж.-д.

Деревянный мост 1927 г. постройки. Слева виден семафор, перед мостом стоит бочка для заправки паровозов водой из реки. Троицко-Орская ж. -д.


Деревянный временный мост. С насыпи он заходит в выемку. Справа видно жильё строителей дороги – палатка, 1928 г. Троицко-Орская ж.-д.

Деревянный временный мост. С насыпи он заходит в выемку. Справа видно жильё строителей дороги – палатка, 1928 г. Троицко-Орская ж. -д.

На участке Теренсай — Орск работы в 1929 году продолжались. Здесь была поставлена цель — к первому сентября открыть рабочее движение от Троицка до Орска. Самая большая трудность, с которой столкнулись строители, — строительство на участке Теренсай — Орск моста на реке Большой Кумак.

22 сентября был введён в эксплуатацию мост через реку Большой Кумак, произошла смычка путей от Троицка и Орска.

В августе 1929 г. было открыто пассажирское движение до Магни