Народные промыслы г. Карталы. Карталинская ковровая фабрика. Немного про пуховые шали и платки

/ Ноябрь 11, 2017/ Народные промыслы/ 0 комментариев

Карталинская ковровая фабрика

Откуда корни

Узелковое ручное ткачество – очень древняя технология. Ковёр, сотканный руками искусного мастера, во все века считался драгоценностью. И вполне заслуженно. Ведь ручное ткачество – длительный, трудоёмкий процесс (создание одного ковра, в зависимости от размера, занимает от нескольких месяцев до трех лет), а в результате – изделие, переживающие века. На Востоке считают, что ковёр, как и вино, должен «настояться» — и что настоящий ковер свою ценность и благородство приобретает со временем.

Ковроткачество в Карталах — изготовление ковров, текстильных изделий (обычно с многоцветными узорами или изображениями), служащих главным образом для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения (чего только не встретишь в статьях)!

Ковроткачество —  художественный промысел. Ковроткачество на территории Челябинской области сформировалось в Карталах на основе традиций домотканого производства, передававшихся из поколения в поколение. На деревянных станках (которые были почти в каждой избе) крестьянки ткали из ветоши и пряжи уникальные по красоте половики (такой станок стоял у прабабушки и на нём ткали половики, он и сейчас сохранился, она работала в ковроткацком цеху в саманном бараке). Раньше и тоньше изделия делали, но с появлением фабрик, полотно стали производить в промышленных масштабах, материю стали продавать в лавках, поэтому в домашних условиях ткали изделия погрубее.

Для изготовления ковров использовался станок побольше.

Про технологию

Суть технологии такова: на станок натягиваются нити основы, и затем по рисунку, созданному мастером, завязываются узелки. Через каждые 7-10 сантиметров ворс подстригается. Опытный мастер на один узелок тратит две секунды, а за день завязывает до четырнадцати тысяч. Узелки бывают разных видов, и тип узелка определяет внешний вид ковра. И только через месяц кропотливой работы начинает просматриваться рисунок.

В ворсовых коврах ручной выработки нить шерстяной пряжи завязывается на паре нитей основы плотным узлом, концы которого, выходя на лицевую сторону, образуют ворсовую поверхность. Ткачество карталинского ковра заключалось в навязывании узлов ручным способом и обрезании нити рисунка при помощи ножа с крючком на конце по всей ширине ковра. При выполнении ворсовых ковров применялись два вида ворсовых узлов — двойные и полуторные. И те и другие очень прочные и дают равномерный густой застил поверхности ковра. Полуторный узел применялся при высоких плотностях и в коврах с комбинированной вязкой узлов, при которой на мелких формах рисунка узел вяжется на одной паре нитей основы, а при заполнении фона и крупных форм ковра — на двух парах.

Стрижка ворса производится или после каждого ряда ножницами, или по окончании всего ковра механизированным способом одновременно по всей площади. Стрижкой достигается ровная ворсовая поверхность и заданная высота ворса — одинаковая длина выступающих концов узла с лицевой стороны над каркасом ковра,она колеблется от 10 до 12мм. Ковровщицы всегда работали парами, это видно на фотографии. После того, как несколько рядков рисунка ковра провязывались, их забивали специальными колотушками с  деревянной рукояткой и железными зубьями-пластинами с закруглёнными концами, чтобы не повредить и не порвать основу ковра.

Узор ворсовых ковров выполняется по техническому рисунку, в котором каждая клетка соответствует одному узлу, завязанному на одной паре нитей основы. Плотностью ворсового ковра считается количество узлов, приходящихся на единицу площади. Плотность ковров бывает от 57,6 до 211,6 тыс. узлов на 1 м2.

Ковёр Карталинской ковровой фабрики.

Ковёр Карталинской ковровой фабрики.

Для традиционных ворсовых ковров характерны геометрический или растительный плоскостной орнамент. Художественные достоинства изделий определяются отточенностью орнаментальных разработок и степенью узорности силуэта изобразительных мотивов и фона. Для большей читаемости рисунка и цветовой игры вводится контур в один или два узла. Возможность использования узорных разработок орнамента, графичность и ажурность рисунка возрастают с повышением плотности.

Художественную ценность ковров во многом определяет цветовое решение, поэтому огромную роль в создании коврового изделия играет крашение шерстяной пряжи и колорирование — подбор цветов.

Ковры традиционных районов ковроделия имеют своеобразный, сложившийся веками колорит. Например, цветовая гамма дагестанских ковров строится на сочетании сложных, немного приглушенных, но насыщенных тонов, а карталинским коврам присущи активные, напряженные, более открытые цветовые сочетания.

Как образовалась ковровая фабрика

В 1926 г. в Карталах была открыта ковроткаческая артель (с 1936 г. — им. В. П. Чкалова). Располагалась она в саманных бараках на берегу Штыкановского карьера. Если перейти горловину станции Карталы и старую горку, штыкановский карьер, вот тут стояли саманные бараки, сейчас их снесли. Дальше был магазин, он и назывался «Саманный», который стоял на берегу р. Мазутки в простонародье (Мазутка названа из-за того, что из карталинского депо мазут от паровозов плыл по реке). В бараках была начальная школа №42.

В 1938 г. в артели работало свыше 170 потомственных мастериц. В 1941 г. путем слияния 2 артелей — «8 Марта» и им. Чкалова — было организовано предприятие (руководитель Ф. И. Целинников), где наряду с пуховязанием, швейным делом, пошивом и ремонтом одежды развивалось ткачество — производство половиков и ковровых дорожек. В конце 1946 г. по инициативе правления артели был образован ковроткацкий цех (начальник Б. Гаева), оборудованный 3 станками кустарного производства.

В артелях имени Чкалова и Победы в годы войны производили ремонт телогреек для бойцов Красной Армии. Артель Чкалова катала валенки, шила одежду для фронта.

Мастерицы работали преимущественно попарно, сидя на деревянной скамейке (это осталось неизменным). Первый ковер (не дорожки и половики) был соткан в 1947 г.

В 1949—1962 гг. начальником цеха была К. Н. Шалухина (Мартынова). Ковры, разработанные Шалухиной, были пущены в производство и представлены на выставке в Челябинске, Брюсселе (1957 г.).

Шалухина Клавдия Никитична (на фото она справа в  нижнем ряду) с первыми ковровщицами на фоне первого ковра с пока ещё незамысловатым орнаментом. Поначалу копировали работы дагестанских ковров. Фото предоставлено - Натальей Мациевской (Шалухиной), дочь первого начальника цеха Шалухиной К.Н. Саманный барак фабрики.

Шалухина Клавдия Никитична (на фото она справа в  нижнем ряду) с первыми ковровщицами на фоне первого ковра с пока ещё незамысловатым орнаментом. Поначалу копировали работы дагестанских ковров. Фото предоставлено — Натальей Мациевской (Шалухиной), дочь первого начальника цеха Шалухиной К.Н. Саманный барак фабрики.

В 1955 г. с артелью им. Чкалова объединились артели им. Шверника и «Победа». Объединённое предприятие в 1960 г. было переименовано в комбинат бытового обслуживания (КБО). Возглавляли КБО И. П. Павлов (1960—1966 г.), Н. К. Киприянов (1966—1972 гг.). Ковровое производство на комбинате было ведущим. Производились ворсовые и махровые ковры, дорожки.

Николай Гречущев

В 1957-58 гг. в Полтавке, за линией была обнаружена глина, которая подходит для изготовления красного строительного кирпича. Там быстренько построили небольшой кирзавод — так мы его называли. Находилось это предприятие рядом с Полтавским железнодорожным переездом, метров 500 в сторону трёх мостов. Потом, когда глина подходила к концу, чтобы народ не выгонять на улицу, стали расширять производство. Начали делать канцелярские столы, какие-то поделки, сувениры.
И наряду с этим настроили настоящий «ковровый цех», только так он и назывался. А всё это предприятие называлось «Пром комбинат». У меня там работали отец, мать и старший брат.

Галина Пугачёва(Таталюк)

Да. кирпичный я всё время вспоминаю. Нас молоденьких девчёнок посылали на работу на кирпичный завод, там не хватало  рабочих. По два-три дня мы возили мокрый кирпич на вагонетках до печей закаливания. Молоденькие ковровщицы до обеда ещё ползали, а после обеда рук поднять не могли. Там же была администрация горпром комбината.

Ковровщицы на фоне саманного барака фабрики рядом со Штыкановским карьером. Карталы.

Ковровщицы на фоне саманного барака фабрики рядом со Штыкановским карьером.

Ковровая фабрика, Карталы.

Ещё одно фото.

Где-то на этих фото Анна Капарулина, Рая Евстифеева. Кто кого узнает. Поделитесь.

В 1973 г. по инициативе Киприянова построено новое здание ковровой фабрики (на Угольных копях). В 1978 г. КБО переименован в Карталинское производственное объединение художественных промыслов (КПОХП). Были открыты филиалы в с. Варна, пос. Солнечном (Сосновского района).

Карталинская ковровая фабрика на Угольных копях. Ковровщицы сидят по двое на скамьях. Сверху бобины с крашенной вручную шерстью. Ковроткацкий станок.

Карталинская ковровая фабрика на Угольных копях. Ковровщицы сидят по двое на скамьях. Сверху бобины с крашенной вручную шерстью. Ковроткацкий станок.

Ковровщица. Карталинская ковровая фабрика, Угольные копи.

Ковровщица

Карталинская ковровая фабрика была единственной в Челябинской области. Здесь выпускались ковры ручной работы, высокоплотные, разнообразных рисунков с геометрическим, цветным орнаментом. Сочетание в оформлении изделий классического орнамента мотивов народного искусства и собственных сюжетов определяло успех выставочных и тиражируемых карталинских ковров.

Сувенирный коврик Карталинской ковровой фабрики. Карталинская ковровая фабрика. Сувенирный коврик.

Сувенирные коврики Карталинской ковровой фабрики.

Успехи

Коллективный характер деятельности артели не препятствовал формированию творческих индивидуальностей ведущих карталинских мастериц. Так, работам Е. Михайловой свойственна изысканность фактуры текстильной набивки, Л. Григорьевой — мягкость линий орнамента, Т. Дырдиной — своеобразие рисунка и цвета, В. Якушевой — особое внимание к тканевому материалу, Л. Лапшиной — сложность миниатюрного узора. Мастерицами Т. Питайкиной, В. Косматовой, Б. Елигиной сотканы сувенирные коврики с сюжетами разнообразной тематики. По отзывам столичных экспертов, карталинские ковры по своим художественным достоинствам не уступали аналогичным изделиям кавказских и средне-азиатских мастеров.

Ковровая фабрика, Карталы, ковровщица.

Ковровщица.

На всемирных выставках 1930-х гг. в Париже и Нью-Йорке были отмечены почетными наградами. В 1958 г. один из лучших ковров — «Урал» — экспонировался на Всемирной выставке в Брюсселе вместе со знаменитой работой челябинского скульптора Л. Н. Головницкого «Орленок». В 1960 г. на Всероссийском вернисаже изделий народных художественных промыслов в Москве искуство уральских мастериц было представлено гобеленами «Осень» и «Русский орнамент», эстетическая выразительность которых высоко оценена московской критикой. Ковер «Каменный цветок», сотканный по мотивам сказов П. П. Бажова, был представлен на Всемирной выставке в Германии, Всероссийской выставке в Свердловске (1965 г.). Карталинские ковры экспонировались на выставках в историко-краеведческом музее г. Карталы (2002 г.), в музее-заповеднике «Аркаим» (2003 г.).

Настоящий карталинский ковёр.

Настоящий карталинский ковёр, где ещё увидите?

Ковёр.

На этих фото ещё карталинский ковёр (но не  раскрасить, как есть))). Можно немного разглядеть, орнамент по краю и сам рисунок необычайной красоты крупных бутонов роз,они были красно-розовые с ярко-зелёными листьями. Сам ковёр может и сохранился, у кого-то, где-то...

Ковёр Карталы Ленин-100, фото предоставлено из ОК Валерием Андреевичем.

Ковёр Карталы Ленин-100, фото предоставлено из ОК Валерием Андреевичем

В 1989 г. Карталинская ковровая фабрика была полностью перепрофилирована на выпуск швейных изделий и переименована в швейную фабрику. В середине 1990-х гг. всемирно известный центр ковроткачества прекратил существование.

Комментарии:

Александр Лынов

Я жил в саманных бараках, где Штыкановский карьер, с ребятами мы часто подглядывали под окнами, как ткут ковры.

Николай баранов

Про Карталинские ковры первый раз услышал от немцев, их в Европу каким-то Макаром прибило, а у самого нету хотя и прожил в Карталах с 68 по 98 год,  считай пол жизни.

Петрович брат

Их и из Японии волокли, думали «импорт». Смеху было караул...

Людмила Князева (Серебрякова)

Мои родственники покупали карталинский ковёр в Польше.

Наталья

Мы с Москвы привезли.  Дома прочитали мэйд ин Карталы.

Лариса Богодухова (Борисенко)

Ковры фабрики не продавались. Писали заявление, если кому-то из работников,  допустим на свадьбу детям подарить. С большим трудом их удавалось достать.

Сергей Марченко

И не только ковры ткали на этой фабрике, а ещё и очень красивые дорожки очень. По краям шёл сплошной, во всю длину, цветной жёлто-оранжево-красный узор. Их ткала моя мама Марченко Надежда Яковлевна, она тоже награждена за свой труд юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения Ленина.
Дорожки эти, как и ковры, отправлялись в Москву, как мама говорила. Ещё я помню все демонстрации, на которых с колоннами трудящихся, шла автомашина коврового цеха у которой с опущенных бортов свисала продукция — знаменитые карталинские ковры. Народ всё время кричал -"Где ваши ковры в продаже? Почему нельзя их купить?" Запомнилось на всю жизнь... А ковёр с изображением Ленина, обрамлённый колосьями и вовсе был отправлен за границу на выставку, как шедевр ковроткачества!

Маме моей подарили за самоотверженный труд ковёр с изображением трёх роз в центре. Действительно произведение искусства, до сих пор краски яркие, не выцвели, потому что пряжу для ковров красили вручную в больших чанах и вывешивали сушить на воздух.

Лариса Богодухова (Борисенко)

Всё верно. Я лично ткала олимпийского мишку, который уехал в Москву, наверное на выставку...ностальгия...

Людмила Рыбакова (Железняк)

Я после школы, не поступив в институт, пошла работать в ковровый цех!!!  Действительно ткачихи были весёлые, озорные, но работать не пришлось, ушла учиться. Вспоминаю первый трудовой коллектив!

Немного про шали и пуховые платки – пуховязальный промысел

При казачестве, когда было Оренбургское казачье войско, всегда был развит пуховязальный промысел. В нашей Великопетровской, Полтавской, Елизаветопольской волостях только в 1917 г. было коз 2844 головы. Поголовье овец по этим трём волостям составляло 28136 голов. Поэтому материала для пуховязания было предостаточно.

На всем протяжении истории Полтавки приоритет держал пуховязальный промысел. Появился он в наших краях вместе с первыми поселенцами — казаками, прибывшими в основном из внутренних кантонов Оренбургской губернии. Казачки и завезли этот промысел в наши края. Наиболее пуховязание было развито на территории нынешних Брединского и Карталинского районов. В 1927 году в Полтавском районе 17 процентов трудоспособного населения было занято вязанием пуховых платков. Всего в этом районе было зарегистрировано 1365 человек, которые занимались пуховязальным промыслом. В Брединском районе пуховязанием занималось 1144 человека.

Полтавский район был центром пуховязания в Троицком округе.

Кроме платков, крестьяне производили и продавали пуховую шерсть. Наряду с золотом, а здесь его добыли немало, пуховые платки вывозили и продавали как в различные районы России, так и за границу.

Основными кустарными станицами и селами были Наследницкая, Бреды, Полтавка, Катенино. В Наследницкой вязанием платков было занято 327 человек, которые получали чистого дохода ежегодно 10 тысяч рублей. В Полтавском районе в те годы вырабатывалось ежегодно 6000—8000 платков. Сырье начали завозить из Казахстана.

В 1924 году в Бредах и Наследницкой работали пуховые артели, в которых трудилось 240 человек.

В 1937 году пуховая артель домохозяек, образованная еще в 1929 году, сдала государству пуховых шалей на сумму 115 445 рублей, варежек и носков — на 10 тысяч, а в 1938 году шалей было сдано на сумму более 140 тысяч рублей.

Этот промысел сохранился до сих пор.

Рынок - шали, платки. Такого рынка уже не будет, остались мелкие островки торговли. Фото Виктора Процука.

Рынок — шали, платки. Такого рынка уже не будет, остались мелкие островки торговли. Фото Виктора Процука.

Рынок Карталы. Всегда были цыгане рядом. Фото В.Процука.

Всегда были цыгане рядом. Фото В. Процука.

Комментарии:

Виктор Белоусов

Да, цыгане знатно скупали шали, чтобы потом продать подороже в другом городе.

Наталья Перелыгина (Шампарова)

Шали вязали наши мамы.

Наталья Постникова(Шерстобитова)

Шали и сейчас вяжут. Даже интересней рисунком, чем в прошлом.

Николай Слинкин

Вязали наши мамы покупали тайком пух и вязали, но их за это наказывали. Называлось это спекуляция, а сейчас покупают в одном месте продают в другом — коммерция.

Татьяна Кузнецова(Гарафиева)

23 года нет моей мамы, а у меня новая шаль в память о ней хранится. И ничего с ней не происходит.

Галина Пугачёва(Таталюк)

Моей мамы нет уже, а меня согревают связанные ее руками шаль и три  паутики.

Лариса Одинец (Карабкина)

Клавдия Фёдоровна Алехнович, родная сестра моей бабушки, у неё всегда были отменные шали — тёплые, пушистые, настоящие!!! Сейчас таких нет...

Лариса Одинец (Карабкина)

Клавдия Фёдоровна Алехнович, родная сестра моей бабушки, у неё всегда были отменные шали — тёплые, пушистые, настоящие!!! Сейчас таких нет...

Тамара Карпова(Смирнова)

Помню, как тайком в каком-нибудь доме покупали пух. У меня и сейчас еще сохранились гирьки которыми взвешивали такой легкий пух. Очень много труда, чтобы связать один платок.

Надежда Чудова( Чижова)

Моя мамочка всю свою жизнь ,кроме основной работы пуховые шали вязала. Это был дополнительный заработок, который и помогал нам прожить. Вот нет её уже, а  мамины пуховые шали согревают и меня и моих дочек. Ручная работа и нелегкий труд...

Римма Горынина-Щерба

И сейчас вяжут и продают, шали пользуются спросом. Никуда не ушло...

Людмила Алексеева (Макеева)

Моя мамочка ушла от нас на 92-м году жизни год назад. Она вязала настоящие оренбургские пуховые платки и тонкие «паутинки» с очень красивым узором, т.к. сама родом оттуда, когда жила в Карталах, продавала на базаре. Её платки пользовались спросом, даже домой приходили, чтобы научиться так вязать. Она и меня научила... И всем нам, своим дочерям и внучкам связала в память о ней.

357 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Комментарии

avatar
  Подписаться  
Уведомление о