«Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана)», часть 1. Евгений Каюков

/ 25 февраля, 2018/ Башня Кесене (Тамерлана) с. Варна/ 0 комментариев

Предисловие

Одиноко стоящий среди степи мавзолей Кесене (Башня Тамерлана) с шатровым куполом хорошо виден и с трассы на Николаевку, и с железной дороги, хотя от посёлка Варна до него около четырёх километров.

Комплекс Кесене (Башня Тамерлана) состоит из кирпичного мавзолея высотой 17 метров, шести курганов эпохи бронзы, кургана раннего железного века и почти 150 курганов позднего средневековья. При раскопках в 80-х годах 20-го века вокруг башни обнаружили 700 могил. Ученые утверждают, что это древний некрополь датируется эпохой раннего железного века, а Башня Тамерлана построена гораздо позже. Однако загадок и тайн об этом сооружении сложено не мало. В здешних местах Башня Тамерлана – это главная достопримечательность, она даже изображена на гербе Варны (близлежащий населенный пункт). Но как это обычно бывает все легенды связаны с историей о трагической любви. Эти красочные истории можете почитать в интернете, они родились в 20-м веке. А мы рассмотрим факты.

Башня в Степи — зрелище для России, прямо скажем, нетипичное — подобное есть ещё разве, что под Уфой (Чишмы и Верхние Термы). Вообще, памятников (Ведической или эпохи Орды) архитектуры в России остались единицы — ещё они есть в Болгаре (минарет, три мавзолея, три палаты, руины мечети), Касимове (минарет), Елабуге (руины мечети), а может и где-то ещё — уничтожение покорённой Орды (Тартарии) одно из самых неприглядных страниц русской истории.

За 200 лет гонений (которые кончились лишь при Екатерине II), когда запрещалось строить минареты, каменные мечети и мавзолеи, была почти полностью уничтожена архитектура целого государства — сотни мечетей, мавзолеев, крепостей, дворцов были или разрушены целенаправленно, или разобраны на строительный камень.

Теоретически в Поволжье, Предкавказье и на Южном Урале всяких построек 13−15 веков должно было быть уж точно не меньше, чем древнерусских церквей в Средней России и Украине… но осталось лишь то, что осталось.

МАВЗОЛЕИ — персональные усыпальницы людей̆, игравших заметную роль в обществе, особо почитаемых представителей̆ правящих династий и духовенства начали строить с IX в.

Описание П.И. Рычкова

Самое раннее описание строений, таких как Башня Кесене, сделанное Петром Ивановичем Рычковым в 1762 г. П.И. Рычков — русский чиновник, географ, историк и краевед. Известен главным образом, как первый историк Южного Урала.

Описание Оренбургской губернии, 1762 г. Небольшое описание П.И. Рычкова 1762 г.

Небольшое описание П.И. Рычкова 1762 г.

Исследование П.С. Палласа

Вторая Оренбургская физическая экспедиция приступила к выполнению задания правительства в июне 1768 года, и в течение последующих шести лет ее отряды проделали огромную работу по описанию Поволжья, Урала и Сибири (до истоков Амура). Результатом ее деятельности стал пятитомный труд Петера Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи». Возникает сразу вопрос: до этого времени на эту территорию зайти было невозможно и по каким причинам – климатическим или не было людей?

Маршруты экспедиции П.С. Палласа

Маршруты экспедиции П.С. Палласа

Первое французское издание «Путешествие Палласа» в пяти томах in quarto + Атлас in folio. Париж 1788 – 1793 г. Первое французское издание «Путешествие Палласа». Париж 1788 – 1793 г.

Первое французское издание «Путешествие Палласа» в пяти томах in quarto + Атлас in folio. Париж 1788 – 1793 г.

Карта Палласа из издания «Путешествие Палласа», вверху справа виден Оренбург.

Карта Палласа из издания «Путешествие Палласа», вверху справа виден Оренбург.

"Путешествие по разным местам Российского государства" Петра Симона Палласа, 1786 г. Описание мавзолея Кеене (Башни Тамерлана) П.С. Палласа, 1786 г. Описание мавзолея Кеене (Башни Тамерлана) П.С. Палласа, 1786 г. Описание мавзолея Кеене (Башни Тамерлана) П.С. Палласа, 1786 г.
Описание мавзолея Кеене (Башни Тамерлана) П.С. Палласа, 1786 г. Описание мавзолея Кеене (Башни Тамерлана) П.С. Палласа, 1786 г. Описание мавзолея Кеене (Башни Тамерлана) П.С. Палласа, 1786 г. Описание мавзолея Кеене (Башни Тамерлана) П.С. Палласа, 1786 г.

Описание мавзолея П.С. Палласа, 1786 г.

Оригинальный рисунок Петра Симона Палласа 1770 года Башни Тамерлана (или Кошена-Куль). Справа берёза, по которой можно было залезть ко входу в купол. Колесница для привоза тел.

Оригинальный рисунок Петра Симона Палласа 1770 года Башни Тамерлана (или Кошена-Куль). Справа берёза, по которой можно было влезть ко входу во внешний купол. Колесница для привоза тел.

Мавзолей Кесене, рисунок академика Палласа Петера Симона.

Мавзолей Кесене, рисунок академика Палласа Петера Симона.

Мавзолей Кесене, рисунок академика Палласа Петера Симона, 1770 г.

Имеется гравюра, на которой изображена Башня, выполненная иностранными мастерами. Пояснительный текст на французском языке.

 

Гравюра Татарская Капелла, 1974 г.

Гравюра Татарская Капелла, 1794 г. До 1812 г. все, кто находился восточнее Москвы назывались Татарами или Тартарами, существовало государство Великая Тартария. Петербург не относился к Тартарии, это был прозападный город. В Тартарии мужчины носили бороду и не были христианами, были язычниками, поэтому можно перевести Тартарский Храм или ведический, послесарматский Храм.

Капе́лла — храм, домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений или отдельная молельня, помещение в боковом нефе храма для молитв одной семьи. На русский язык часто переводится словом «часовня» , хотя это несколько некорректно, т. к. в часовне отсутствует алтарь и она не предназначена для совершения литургии, в то время, как капелла, как правило — полноценная церковь.

Картинки схожи, но инверсные, где лево, там право, перспектива маленько не такая.

Сооружения Тартарии.

Статья Р.Г. Игнатьева

Статья Игнатьева Руфа Гавриловича 7 (19).09.1818 – 1886 краеведа, журналиста, музыканта. Опубликована в «Труды первого Археологического съезда в Москве» (1869).

Статья Игнатьева Руфа Гавриловича, 1869 г. Игнатьев Руф Гаврилович 7(19).09.1818 – 1886 краевед, журналист, музыкант.

Статья Игнатьева Руфа Гавриловича, 1869 г.

Раскопки Э.Ю. Петри

В 1889 году профессор Санкт–Петербургского университета Э. Ю. Петри произвел раскопки и составил еще одно описание мавзолея в отчете археологической экспедиции:

«Мавзолей окружен глубоким рвом и бруствером, расположен на прямоугольной площадке. Мавзолей представляет собой прямоугольное монументальное здание высотой 16 метров. На здании 12-тигранная пирамида башни, Хорошо сохранилась часть портала с пилонами. Внутри мавзолея в углах полукруглые тромпы, своды, которые в Средние века на Востоке сооружали для того, чтобы над четырехугольным планом здания возвести барабан и круглый купол. Здесь тромпы были устроены для перехода от прямоугольного здания к 12-тигранному барабану.

В углах нишеобразных сводов тромпов видны треугольные выступы кирпича в несколько рядов, один над другим, в шахматном порядке – это мукарны или сталактиты. Они располагаются в строгом порядке друг над другом, образуя своеобразную террасовидную кровлю. Углом выступающие кирпичи, положенные в три ряда, служили основанием для нависающего между ними следующего ряда такой же кладки. Всего было четыре ряда мукарнов в каждом углу мавзолея».

Все эти элементы и архитектурные особенности характерны именно для среднеазиатского зодчества того времени. Все древние памятники Средней Азии времен царствования Тимура с 12-тигранным барабаном и устройством круглого купола над ним содержат эти же элементы.

Э. Ю. Петри произвел археологические раскопки внутри мавзолея. Из отчета:

Отчёт о раскопках Э. Ю. Петри, 1889 г. Отчёт о раскопках Э. Ю. Петри, 1889 г.
Отчёт о раскопках Э. Ю. Петри, 1889 г. Отчёт о раскопках Э. Ю. Петри, 1889 г.

Отчёт о раскопках Э. Ю. Петри, 1889 г.

Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана).

Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана).

Современное описание: около северной стены обнаружено женское погребение (на глубине 1 м). Умершая погребена в деревянном гробу завёрнутой в бересту с прорезями вокруг глаз и рта, вытянуто на спине, головой на запад. Найдены 2 золотые серьги в виде знака вопроса с драгоценными камнями, 2 золотых перстня с бирюзой и арабесками, кости животных, куски шёлка, угли. Также выявлено 2 разрушенных погребения: одно — около западной стены (найдены череп, берёзовые колья, кости барана), другое — в центре (найдены череп, кости барана и лошади, окрашенные красной краской). Материалы хранятся в Эрмитаже и фондах Челябинского государственного университета.

При проведении реставрационных работ в 1982 г. (при укреплении фундамента башни) археологами было обнаружено захоронение молодого воина на такой же глубине и датировано тоже XIV веком.

Все данные, фрагменты раскопок и фрагменты майолики облицовки мавзолея Э. Ю. Петри увез в Санкт – Петербург, они находятся в Эрмитаже. Осмотренное сооружение он определил как молитвенный дом и назвал Кирхой (в немецком языке «kirche»  — церковь) Это определение дошло и до нас. В современной русской интерпретации мы называем её «киркой».

Многие жители Челябинской области наслышаны о башне Тамерлана, многие лично побывали на месте этого исторического памятника, но мало, кто знает, что мавзолей построен на древнем погребальном поле, на котором находится около сотни небольших курганов. Тот участок ковыльной степи, что сохранился вокруг башни, служил кладбищем для многих поколений людей в течении почти четырех тысяч лет: от начала II тыс. до нашей эры по XVII – XVIII века нашей эры. Сейчас вокруг мавзолея находятся развалины различных сооружений, переживших века. Это остатки каменных кольцевых конструкций и каменных ящиков бронзового века, почти стертые с поверхности земли пирамиды, сложенные из дерева и дерна в скифосарматскую эпоху, поверженные каменные «бабы» и ритуальные площадки тюркского времени.

Мавзолей и древнее кладбище – это единый уникальный памятник истории не только Южного Урала, но и России. В связи с тем, что мавзолей находится вне населенного пункта, не была организована его охрана. Он был подвержен значительному разрушению. Время и руки человека постепенно стирали с лица земли памятник старины. Все кирпичи были изрезаны, исписаны.

Очерк И.А. Кастанье

Очерк вице-президента хранителя оренбургского музея И. А. Кастанье. Что интересно Кастанье в 1901 году вместе с женой и дочерью переехал в Оренбург, где преподавал французский язык сначала в Оренбургском реальном училище, а затем в Оренбургской мужской гимназии и Неплюевском кадетском корпусе. Занимался этнографическими исследованиями.

В 1904 году получил право от Санкт-Петербурсгской Императорской археологической комиссии на проведения раскопок и с этого времени стал проводить рекогносцировочные поездки по всем уездам Оренбургской губернии и эпизодические раскопки на этой территории, для чего выезжал с экспедициями в различные районы.

Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана). Снимок сделан Ткачевым А. Д., который работал на строительстве ж.д., 1929 г.

Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана). Снимок сделан Ткачевым А. Д., который работал на строительстве ж.д., 1929 г.

После революции покинул Россию, вернулся во Францию. Археолог с подачи советских спецслужб считался «агентом империалистических держав» и одним из вдохновителей и организаторов борьбы против власти большевиков в Средней Азии.

Судьба его научного архива, коллекции среднеазиатских древностей, знаменитой археологической карты Средней Азии и многочисленных фотографий в настоящее время неизвестна.

Из трудов Оренбургской ученой архивной комиссии «Древности киргизской степи и Оренбургского края» том 22, 1910 г. узнаём:

Очерк И.А. Кастанье, 1910 г. Очерк И.А. Кастанье, 1910 г. Очерк И.А. Кастанье, 1910 г.
Очерк И.А. Кастанье, 1910 г. Очерк И.А. Кастанье, 1910 г.

Очерк И.А. Кастанье, 1910 г.

Снимков 1908 г. горного инженера Подьяконова я не нашёл.

Фото Башни Кесене-Куль или Тамерлана (предоставил В. Процук). Хорошее фото. На фото академик Ферсман, август 1934 г.

Фото Башни Кесене-Куль или Тамерлана (предоставил В. Процук). Хорошее фото. На фото академик Ферсман, август 1934 г.

Ферсман А.Е. годы жизни 1883—1945. В 1933 г. академик А.Е. Ферсман, совмещавший 20 должностей (!), провел на Урале всего двадцать дней. По чертам лица очень похож.

Академик А.Е. Ферсман в начале августа 1934 г. останавливался в Полтавке и на хромруднике Союзхромита. По сезону фото подходит на 100%.

Арба, или телега для привоза тел на этом снимке такая же, что и на рисунке Палласа.

Академик А.Е. Ферсман.

Академик А.Е. Ферсман.

Loading

Поделиться этой записью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии