Строительство ж.д. Карталы-Магнитная и прибытие первого поезда на ст. Магнитогорская, 1929 г

/ 11 ноября, 2017/ Строительство и становление г. Карталы и станции./ 0 комментариев

Строительство ж.д. Карталы-Магнитная, 1929 г.

Введение

В 30-е годы прошлого столетия Магнитогорска на географических картах нашей страны ещё не было. Агитаторы, зазывая добровольцев на строительство крупнейшего в стране металлургического комбината, обещали им комфортную жизнь в современном, красивом городе. Правда, на вопрос: «Где же находится Магнитогорск?» отвечали неопределённо: «Где-то за башкирскими землями».

От Карталов к Мочагам в то время ветка уже была проложена до революции. В 1915 г. её начали прокладывать предприниматели Селезнев и Тырин, которые построили в районе Анненска и Леса (Мочаги) лесопильные заводы в Джабык-Карагайском бору. Эти заводы производили шпалы для Троицко-Орской железной дороги. Длина ветки была 41 км. Хотя при её проведении придерживались приблизительного направления Карталы-Магнитная, однако укладка её была проведена спешным порядком, непосредственно на грунте, с незначительными земляными работами. Для укладки были использованы самые разносортные рельсы и крепления. Искусственные сооружения были построены в ограниченном количестве.

Начало строительства

В 1925 году был окончательно решён вопрос о строительстве линии Карталы-Магнитная. Основные экономические данные в пользу соединения горы Магнитной рельсовым путем с действовавшей сетью железных дорог были следующими: линия Карталы-Магнитная являлась кратчайшим путем. Относительно легкий профиль пути сокращал расходы на достройку дороги. Это направление соединило рудную базу горы Магнитной с каменноугольным районом (Полтаво-Брединские угольные копи) и сокращало расстояние для подвозки кузнецкого угля («Хозяйство Урала», 1925, №4, стр. 27). Строить ж.д. к Магнитной со стороны Башкирии было сложно, дорого, учитывая горы.

На 1925—1926 гг. было признано, что на линию Карталы-Магнитная надо обратить особое внимание, так как трёхлетняя программа по металлургической промышленности учитывала снабжение рудой с горы Магнитной. 750 тыс. рублей было отпущено на строительство участка Карталы-Магнитная. Но в 1925—1926 годах эту программу осуществить не удалось. Слишком мало было средств.

Управление строительства лес заготовляло хозяйственным способом в Джабык-Карагайском бору и Михайловском лесничестве. В том же году было закуплено 40 тысяч шпал на Северном Урале.

В 1927 году земляное полотно одноколейной 145 километровой железнодорожной линии было отсыпано и подготовлено к укладке путей, но работы поначалу велись медленно, а затем и вовсе остановились

Надежды на крупное железнодорожное строительство возродились окончательно в конце мая 1927 года. Обратимся к газете «Вперед» за 24 мая 1927 года. Она сообщила: «22 мая, вечером, через станцию Троицк в сопровождении работников Комиссариата путей сообщения проследовали тов. Рудзутак и его заместитель тов. Борисов. Рудзутак совершил поездку по строящимся железнодорожным линиям Троицк-Орск и Карталы-Магнитная. Цель — личный осмотр. Им отмечено положительное и дано указание по устранению недостатков». Между прочим, в беседе с секретарём Троицкого окружкома т. Кисляковым и председателем окрисполкома т. Клепацким тов. Рудзутак обещал, что постройка Троицко-Орской железной дороги (и соответственно линии Карталы-Магнитная) будет полностью и своевременно обеспечена соответствующими кредитами со стороны Комиссариата путей сообщения.

Форсирование строительства

К концу 1928 года вопрос о строительстве металлургического завода в Магнитной был окончательно решен. Правительством было принято решение — открыть временное движение на участке Карталы-Магнитная к первому июля 1929 года. Фронт работ на строительстве Троицко-Орской расширялся. На 1929 год было выделено 12,5 миллиона рублей. Чтобы освоить эти капитальные вложения, требовалось свыше 11 тысяч рабочих. Первый квартал 1929 года ушел на подготовку и заключение трудовых договоров. Пятого марта в Свердловске, в Уралплане, состоялось совещание по строительству линии Карталы-Магнитная. Совещание просило НКПС перенести сроки ввода линии к первому августа.

Основными доводами такого переноса были названы: отсутствие инженерно-технических работников, затяжной паводок на реке Гумбейка, трудности со снабжением. Действительно, трудностей было много: не были завершены работы по пробивке просек в Джабык-Карагайском бору, из 271 тысячи шпал было заготовлено только 198 тыс.

Строительство железной дороги «Карталы–Магнитная» имело в тот момент первостепенное значение. До тех пор пока гора не связана со всей страной железнодорожной магистралью, о масштабном строительстве металлургического комбината и речи идти не могло.

Не дождавшись, пока сойдёт снег, с апреля 1929 г., строители приступили к делу. На эти работы были мобилизованы колхозники из окрестных деревень и солдаты из воинских частей. Работы велись весь световой день — от восхода до заката — в сутки люди укладывали до 4 километров железнодорожного полотна. Весна и лето 1929 года были нелегкими для строителей. В начале июня выпал снег, а затем почти полтора месяца была засуха. Не хватало воды, палаток, хлеба. Но все эти трудности были преодолены. Особенно по-ударному трудились строители в последней декаде июня.

Грабари, строительство ж/д Карталы-Магнитная, Карталы, Магнитогорск.

Грабари на строительстве ж/д Карталы-Магнитная,1929 г. 

Грабари — это землекопы в лице крестьян, приехавшие из деревень на своих лошадях вместе с семьями. Работали они без всякой техники. С помощью железной лопаты, кирки и лома брали грунт, накладывали его на телегу или колымагу (двухколесная телега) и везли на насыпь или в выемку, там ссыпали. Грабарям на день десятник отмерял земляной участок и ставил колышек или пень, на котором отмечал химическим карандашом: «Грабарю Петрову столько-то метров».

Надежда Жукова (Савинова)

Бабушка говорила, что крестьян в приказном порядке на эту стройку гоняли.

Субботник на станции Джабык, 1927-1929 гг.

Субботник на станции Джабык, строят насыпь, 1927—1929 гг.

Строительство насыпи в Джабык-Карагайском бору после вырубки проеки, 1929 г.

Строительство насыпи в Джабык-Карагайском бору после вырубки проеки, 1929 г.

Прокладка ж.д. на участке Система-Мочаги-Запасное, Карталы.

Прокладка ж.д. на участке Система-Мочаги-Запасное, 1929 г.

Скальная выемка на линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Скальная выемка на линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Выгрузка шпал на строительстве линии Карталы-Магнитная, 1929 г. Откуда привезли шпалы? Если посмотрите, то шпалы не пропитанные. Какие-то из них заготавливали на станции Лес (Мочаги), вырубили много леса из Джабык-Карагайского бора. Загружали вручную вагоны под крышу.

Выгрузка шпал на строительстве линии Карталы-Магнитная, 1929 г. Откуда привезли шпалы? Если посмотрите, то шпалы не пропитанные. Какие-то из них заготавливали на станции Лес (Мочаги), вырубили много леса из Джабык-Карагайского бора. Загружали вручную вагоны под крышу.

На укладке шпал, строительство линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

На укладке шпал, строительство линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Укладка рельс. Карталы-Магнитная, 1929 г.

Укладка рельс. Карталы-Магнитная, 1929 г.

Скальная выемка на 48-м км линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Скальная выемка на 48-м км линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Из техники были единичные экземпляры. Работа парового экскаватора на рельсовом ходу на выемке под ж.д. путь Куйбас, линия Карталы-Магнитная, 1929 г. Видно сзади путь под ним разбирают и шпалы вперёд переносят (а вы как хотели?).

Из техники были единичные экземпляры. Работа парового экскаватора на рельсовом ходу на выемке под ж.д. путь Куйбас, линия Карталы-Магнитная, 1929 г. Видно сзади путь под ним разбирают и шпалы вперёд переносят (а вы как хотели?).

Паровой экскаватор управлялся  2 –мя человеками:
— кочегаром, следившим за паровым котлом и уровнем воды/угля;
— инженером-водителем, управлявшим ковшом и передвижениями экскаватора.

Работа парового экскаватора на рельсовом ходу. Выемка под ж.д. путь Куйбас, линия Карталы-Магнитная, 1929 г.

Ещё одно его фото. Работа парового экскаватора на рельсовом ходу. Выемка под ж.д. путь Куйбас, линия Карталы-Магнитная, 1929 г.

Передача от валов двигателя производилась с помощью цепей и шестеренок.

Посмотрите работу парового экскаватора, необычно, мы уже отвыкли.

Работа парового экскаватора. Видео 1.
Работа парового экскаватора. Видео 2.

Всё ближе и ближе подходила железная дорога к горе Магнитной.

На строительстве линии Карталы-Магнитная, 1929 г. Обратите внимание на авто с железными колёсами!

На строительстве линии Карталы-Магнитная, 1929 г. Обратите внимание на авто с железными колёсами!

Палатки строителей линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Палатки строителей линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

В конце июня 1929 г. на строительной площадке появился дощатый вагон с надписью «Станция Магнитогорская».

Станция «Магнитная» была в вагончике.

Станция «Магнитная» была в вагончике. Станционный колокол видите?

Ветка от Карталов до Магнитной была построена на 40 дней раньше срока.

Первый гудок или прибытие первого поезда на ст. Магнитная

Днём рождения Магнитогорска считается 30 июня 1929 года, город празднует День города именно в этот день. Почему?

В этот день к Магнитной горе прибыл первый поезд — «ОД 1801». Сохранилась в памяти потомков и фамилия первого машиниста — А. С. Семёнов.

Отправка поезда из Троицка

Первый поезд до ст. Магнитогорск перед отправлением со ст. Троицк, 1929 г. Естественно поезд проходил через Карталы. Практически люди не изменились.

Первый поезд до ст. Магнитогорск перед отправлением со ст. Троицк, 1929 г. Естеств