Строительство ж.д. Карталы-Магнитная и прибытие первого поезда на ст. Магнитогорская, 1929 г

/ Ноябрь 11, 2017/ Строительство и становление г. Карталы и станции./ 0 комментариев

Строительство ж.д. Карталы-Магнитная, 1929 г.

Введение

В 30-е годы прошлого столетия Магнитогорска на географических картах нашей страны ещё не было. Агитаторы, зазывая добровольцев на строительство крупнейшего в стране металлургического комбината, обещали им комфортную жизнь в современном, красивом городе. Правда, на вопрос: «Где же находится Магнитогорск?» отвечали неопределённо: «Где-то за башкирскими землями».

От Карталов к Мочагам в то время ветка уже была проложена до революции. В 1915 г. её начали прокладывать предприниматели Селезнев и Тырин, которые построили в районе Анненска и Леса (Мочаги) лесопильные заводы в Джабык-Карагайском бору. Эти заводы производили шпалы для Троицко-Орской железной дороги. Длина ветки была 41 км. Хотя при её проведении придерживались приблизительного направления Карталы-Магнитная, однако укладка её была проведена спешным порядком, непосредственно на грунте, с незначительными земляными работами. Для укладки были использованы самые разносортные рельсы и крепления. Искусственные сооружения были построены в ограниченном количестве.

Начало строительства

В 1925 году был окончательно решён вопрос о строительстве линии Карталы-Магнитная. Основные экономические данные в пользу соединения горы Магнитной рельсовым путем с действовавшей сетью железных дорог были следующими: линия Карталы-Магнитная являлась кратчайшим путем. Относительно легкий профиль пути сокращал расходы на достройку дороги. Это направление соединило рудную базу горы Магнитной с каменноугольным районом (Полтаво-Брединские угольные копи) и сокращало расстояние для подвозки кузнецкого угля («Хозяйство Урала», 1925, №4, стр. 27). Строить ж.д. к Магнитной со стороны Башкирии было сложно, дорого, учитывая горы.

На 1925—1926 гг. было признано, что на линию Карталы-Магнитная надо обратить особое внимание, так как трёхлетняя программа по металлургической промышленности учитывала снабжение рудой с горы Магнитной. 750 тыс. рублей было отпущено на строительство участка Карталы-Магнитная. Но в 1925—1926 годах эту программу осуществить не удалось. Слишком мало было средств.

Управление строительства лес заготовляло хозяйственным способом в Джабык-Карагайском бору и Михайловском лесничестве. В том же году было закуплено 40 тысяч шпал на Северном Урале.

В 1927 году земляное полотно одноколейной 145 километровой железнодорожной линии было отсыпано и подготовлено к укладке путей, но работы поначалу велись медленно, а затем и вовсе остановились

Надежды на крупное железнодорожное строительство возродились окончательно в конце мая 1927 года. Обратимся к газете «Вперед» за 24 мая 1927 года. Она сообщила: «22 мая, вечером, через станцию Троицк в сопровождении работников Комиссариата путей сообщения проследовали тов. Рудзутак и его заместитель тов. Борисов. Рудзутак совершил поездку по строящимся железнодорожным линиям Троицк-Орск и Карталы-Магнитная. Цель — личный осмотр. Им отмечено положительное и дано указание по устранению недостатков». Между прочим, в беседе с секретарём Троицкого окружкома т. Кисляковым и председателем окрисполкома т. Клепацким тов. Рудзутак обещал, что постройка Троицко-Орской железной дороги (и соответственно линии Карталы-Магнитная) будет полностью и своевременно обеспечена соответствующими кредитами со стороны Комиссариата путей сообщения.

Форсирование строительства

К концу 1928 года вопрос о строительстве металлургического завода в Магнитной был окончательно решен. Правительством было принято решение — открыть временное движение на участке Карталы-Магнитная к первому июля 1929 года. Фронт работ на строительстве Троицко-Орской расширялся. На 1929 год было выделено 12,5 миллиона рублей. Чтобы освоить эти капитальные вложения, требовалось свыше 11 тысяч рабочих. Первый квартал 1929 года ушел на подготовку и заключение трудовых договоров. Пятого марта в Свердловске, в Уралплане, состоялось совещание по строительству линии Карталы-Магнитная. Совещание просило НКПС перенести сроки ввода линии к первому августа.

Основными доводами такого переноса были названы: отсутствие инженерно-технических работников, затяжной паводок на реке Гумбейка, трудности со снабжением. Действительно, трудностей было много: не были завершены работы по пробивке просек в Джабык-Карагайском бору, из 271 тысячи шпал было заготовлено только 198 тыс.

Строительство железной дороги «Карталы–Магнитная» имело в тот момент первостепенное значение. До тех пор пока гора не связана со всей страной железнодорожной магистралью, о масштабном строительстве металлургического комбината и речи идти не могло.

Не дождавшись, пока сойдёт снег, с апреля 1929 г., строители приступили к делу. На эти работы были мобилизованы колхозники из окрестных деревень и солдаты из воинских частей. Работы велись весь световой день — от восхода до заката — в сутки люди укладывали до 4 километров железнодорожного полотна. Весна и лето 1929 года были нелегкими для строителей. В начале июня выпал снег, а затем почти полтора месяца была засуха. Не хватало воды, палаток, хлеба. Но все эти трудности были преодолены. Особенно по-ударному трудились строители в последней декаде июня.

Грабари, строительство ж/д Карталы-Магнитная, Карталы, Магнитогорск.

Грабари на строительстве ж/д Карталы-Магнитная,1929 г. 

Грабари — это землекопы в лице крестьян, приехавшие из деревень на своих лошадях вместе с семьями. Работали они без всякой техники. С помощью железной лопаты, кирки и лома брали грунт, накладывали его на телегу или колымагу (двухколесная телега) и везли на насыпь или в выемку, там ссыпали. Грабарям на день десятник отмерял земляной участок и ставил колышек или пень, на котором отмечал химическим карандашом: «Грабарю Петрову столько-то метров».

Надежда Жукова (Савинова)

Бабушка говорила, что крестьян в приказном порядке на эту стройку гоняли.

Субботник на станции Джабык, 1927-1929 гг.

Субботник на станции Джабык, строят насыпь, 1927—1929 гг.

Строительство насыпи в Джабык-Карагайском бору после вырубки проеки, 1929 г.

Строительство насыпи в Джабык-Карагайском бору после вырубки проеки, 1929 г.

Прокладка ж.д. на участке Система-Мочаги-Запасное, Карталы.

Прокладка ж.д. на участке Система-Мочаги-Запасное, 1929 г.

Скальная выемка на линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Скальная выемка на линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Выгрузка шпал на строительстве линии Карталы-Магнитная, 1929 г. Откуда привезли шпалы? Если посмотрите, то шпалы не пропитанные. Какие-то из них заготавливали на станции Лес (Мочаги), вырубили много леса из Джабык-Карагайского бора. Загружали вручную вагоны под крышу.

Выгрузка шпал на строительстве линии Карталы-Магнитная, 1929 г. Откуда привезли шпалы? Если посмотрите, то шпалы не пропитанные. Какие-то из них заготавливали на станции Лес (Мочаги), вырубили много леса из Джабык-Карагайского бора. Загружали вручную вагоны под крышу.

На укладке шпал, строительство линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

На укладке шпал, строительство линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Укладка рельс. Карталы-Магнитная, 1929 г.

Укладка рельс. Карталы-Магнитная, 1929 г.

Скальная выемка на 48-м км линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Скальная выемка на 48-м км линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Из техники были единичные экземпляры. Работа парового экскаватора на рельсовом ходу на выемке под ж.д. путь Куйбас, линия Карталы-Магнитная, 1929 г. Видно сзади путь под ним разбирают и шпалы вперёд переносят (а вы как хотели?).

Из техники были единичные экземпляры. Работа парового экскаватора на рельсовом ходу на выемке под ж.д. путь Куйбас, линия Карталы-Магнитная, 1929 г. Видно сзади путь под ним разбирают и шпалы вперёд переносят (а вы как хотели?).

Паровой экскаватор управлялся  2 –мя человеками:
— кочегаром, следившим за паровым котлом и уровнем воды/угля;
— инженером-водителем, управлявшим ковшом и передвижениями экскаватора.

Работа парового экскаватора на рельсовом ходу. Выемка под ж.д. путь Куйбас, линия Карталы-Магнитная, 1929 г.

Ещё одно его фото. Работа парового экскаватора на рельсовом ходу. Выемка под ж.д. путь Куйбас, линия Карталы-Магнитная, 1929 г.

Передача от валов двигателя производилась с помощью цепей и шестеренок.

Посмотрите работу парового экскаватора, необычно, мы уже отвыкли.

Работа парового экскаватора. Видео 1.
Работа парового экскаватора. Видео 2.

Всё ближе и ближе подходила железная дорога к горе Магнитной.

На строительстве линии Карталы-Магнитная, 1929 г. Обратите внимание на авто с железными колёсами!

На строительстве линии Карталы-Магнитная, 1929 г. Обратите внимание на авто с железными колёсами!

Палатки строителей линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

Палатки строителей линии Карталы-Магнитная, 1929 г.

В конце июня 1929 г. на строительной площадке появился дощатый вагон с надписью «Станция Магнитогорская».